В Западной Сибири сегодня проедается советское нефтяное наследие

На модерации Отложенный

В Западной Сибири уже очень скоро может начаться довольно серьезное снижение объемов добычи нефти, что скажется и на российском бюджете, который недополучит триллионы рублей. Все ли так страшно для нашей страны и потеряет ли она в не таком уж и далеком будущем лидерство в области нефтедобычи?

Недополучение средств в российский бюджет скажется и на финансировании крупнейших российских нацпроектов в области образования, жилья и т.д. Такую не очень радужную картину рисуют в ЛУКОЙЛе.

По словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, выпадающие доходы российского бюджета от неуклонного снижения нефтедобычи в Западной Сибири в ближайшие шесть лет могут составить 1,5 трлн рублей при нынешних ценах. Об этом он сказал на заседании Совфеда, отмечая, что речь идет о выпадении доходов от НДПИ и экспортной пошлины.

Сумма приличная, если, конечно, Алекперов не сгущает краски, хотя при этом отмечает, что в Западной Сибири находятся гигантские запасы нефти – почти 18 млрд тонн. Изменить ситуацию с падением нефтедобычи, по его словам, нельзя, пока в РФ несовершенное налоговое законодательство. Оно, как считает глава ЛУКОЙЛа, не в полной мере стимулирует постановку на учет новых технологий.

Отметим, что ЛУКОЙЛ беспокоится не зря: на Западную Сибирь, сегодня являющуюся ключевым российским нефтедобывающим регионом, у компании приходится существенная доля (44%) от общего производства «черного золота». Практически все месторождения Западной Сибири открыты еще во времена СССР, но с каждым годом этот задел становится все меньше — ежегодно регион теряет до 3% добычи нефти, а некоторые запасы становится просто невыгодно добывать. Причем эта тенденция как минимум длится уже лет десять, а, как считают эксперты, к 2022 году РФ может утратить свое лидерство в области нефтедобычи.

Но это может случиться даже раньше, если будет продолжаться высокая волатильность цен на нефтяном рынке, а инвестиции в разведку и разработку месторождений окажутся минимальными. Пока же российские компании находятся на пике добычи, за ним неизбежно начнется падение — вопрос лишь в том, насколько сильным оно будет.

«Задача увеличивать добычу, иначе будет падение, была еще до введения санкций. Логика санкций с этим и была связана – перекрыть кислород для тех вариантов, которые Россия рассматривала в качестве основных для увеличения объемов добычи нефти и сохранения природной ренты – глубоководная добыча, добыча на шельфе Арктики и трудноизвлекаемых запасов Баженовской свиты. Именно против этих проектов и были введены санкции», – считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, по мнению которого расчет на то, что с каждым годом нефть будет дорожать не оправдался.

Следовательно, в обозримом будущем и российские проекты в Арктике будут невостребованными, так рентабельность производства составляет свыше 120 долларов за баррель.

С другой стороны, говорить о том, что российский бюджет может уже в ближайшие годы недополучить триллионы рублей также преждевременно. По мнению Юшкова, Алекперов перестраховывается и специально заранее пугает, чтобы привлечь к проблеме внимание. Однако сегодня так и не ясно, какая стоимость нефти может сложиться в среднесрочной перспективе, от которой будет высчитываться экспортная пошлина и НДПИ, а также какой будет в итоге налоговый режим и что предпримут власти для поддержки производства нефти.