Павловский о русской политической культуре

На модерации Отложенный

Гражданский мир всегда оставался в политической повестке дня в России, и это совсем не новое понятие. Но надо иметь в виду, что гражданский мир - это не какое-то особое социальное или политическое образование, а это особый стиль политики. Это такая политика, такая политическая культура, в которой возникают разногласия или даже конфликты, но без попыток как-то исключить какие-то силы из решения проблем, без войны на уничтожение одних сил другими, без монополии каких-то сил на истину,  при которой другие силы объявляются антинародными, антинациональными и так далее.

То есть это определенный цивилизованный стиль постановки решения политических проблем, при котором все участники политического процесса признают не только право на существование, но и право быть выслушанными, право быть носителем какой-то части политической истины. В этом случае это уже не игра без правил и не игра с нулевой суммой, по которой победитель получает все. Это реальный демократический процесс. Собственно, гражданский мир - это одно из названий политики цивилизованного типа или, если угодно, политики европейского типа.

В каком-то смысле, когда мы вспоминаем 90-е годы, то самым опасным в политике 90-х годов было именно отсутствие  гражданского мира. Каждая политическая или какая-то иная группа считала другую группу граждан или другие классы не имеющими право на существование.

И это ставило государство на грань уничтожения.

Что касается русской темы у Медведева, то это совершенно логичный переход от темы гражданского мира, потому что, собственно говоря, русская политическая культура в своем мейнстриме, в своем основном течении ориентирована на мир в стране, на гражданский мир. В ней всегда возникали какие-то экстремальные потоки, но. тем не менее, основное звено, основная линия русской политической культуры - это то, что называется инклюзивность - то есть стремление включить всех, не принцип 'кто не с нами, тот против нас', а принцип - 'кто не против нас, тот с нами'.

Русская политическая культура - это не матрешки, сарафаны и хоровые пляски, а это гигантский опыт построения  единого общества, состоящего из разных земель, разных народов и разных культур. То есть, это совершенно  уникальный опыт, которого в таком виде нет у других народов России, ни один из них, при всем уважении, не может быть модератором вот этого симбиоза, этого гражданского мира, этой единой разноцветной России. И в этом смысле миссия русской культуры в том, что она не эгоистична, она имеет антинацистский характер, она не является культурой национального этнического превосходства.