Иметь дело с неплательщиками станет накладно

На модерации Отложенный

Число должников по кредитам и алиментам в России приближается к миллиону. Это данные за четыре месяца года. По сравнению с тем же промежутком 2008 года, их количество выросло в два раза. Параллельно государство придумывает все более жесткие способы, чтобы заставить должников платить. Вскоре они не смогут снять квартиру или купить авиабилет. Приставы вмешаются в частную жизнь и бизнес должников.

Служба судебных приставов страны скоро получит дополнительные полномочия. Им разрешат арестовывать имущество не только должника, но и тех лиц, с которыми он имеет дело. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Например, могут наложить арест на счета фирмы, которая делает в квартире должника ремонт, или авиакомпании, где он купил билет. Это может быть даже владелец жилья, который сдает его должнику в аренду. Если же неплательщик рассчитался с ни в чем не повинным партнером вагоном цемента, то и его могут изъять.

Так приставы будут поступать, если у должника не удастся обнаружить имущество, но при этом он заключает сделки и расплачивается по ним, отметил автор законопроекта, депутат думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Рифат Шайхутдинов. Приставы смогут заморозить такие сделки. Фирму обяжут выплатить все полученные деньги, кроме понесенных расходов. Правда, есть исключения. Нельзя вмешиваться в отношения неплательщика с работодателем - например, если его направили в командировку или если в арендуемой квартире вместе с ним живут нетрудоспособные лица.

Арсенал рычагов, которые приставы используют при взыскании долгов, постоянно пополняется. Должников могут не выпустить за границу, отказать им в техосмотре автомобиля. Задолжавших алименты могут привлечь к уголовной ответственности и назначить общественные работы минимум на 120 часов или обязательные - сроком от года, арестовать на три месяца. А за неплатежи по крупным кредитам (от 150 тысяч рублей) могут посадить на два года. Основанием для использования этих мер является нежелание должника устроиться на работу.

Внедряется практика, когда приставы смогут списывать деньги с мобильных телефонов граждан, а также лишать их водительских прав и лицензий на осуществление какой-либо деятельности (охота и др.).

Чего бояться

Санкции к неплательщикам по кредитам, алиментам и штрафам все время ужесточаются. Сегодня судебные приставы могут не выпустить задолжавших граждан за границу, а также отказать им в техническом осмотре автомашины (то есть фактически запретить им пользоваться ею, если по каким-то причинам ее не могут отобрать в счет погашения). Алиментщиков и должников по кредитам в крупных размерах (более 150 тысяч рублей) могут привлечь к уголовной ответственности на основании того, что они сами не устраиваются на работу, а все предложения центра занятости отклоняют.



Сейчас Службой судебных приставов России активно разрабатываются \"новаторские\" рычаги взыскания долгов. Уже в ближайшее время судебные приставы смогут списывать деньги с мобильных телефонов граждан, которые не желают добровольно оплачивать услуги ЖКХ, алименты, штрафы. Их будут лишать водительских прав, лицензий на осуществление какой-либо деятельности (охота, рыболовство и др.). А также лишат возможности тратить деньги: авиакомпанию заставят вернуть деньги за купленный неплательщиком билет, а строительную фирму - за ремонт квартиры должника.

Угрозы банкам нет

Россияне с января по апрель задолжали банкам 158 млрд. рублей. Эксперты считают, что долги физических лиц не смогут обрушить финансовую систему страны - доля таких кредиторов в общей сумме прибыли банков не превышает 1,5%.

По данным Федеральной службы судебных приставов, в январе-апреле прошлого года должников было меньше на 70%, а сумма долга - ниже в 2,4 раза.

\"Это тенденция, которая свидетельствует о растущей проблеме \"плохих долгов\", - считает аналитик \"Ренессанс Капитал\" Петр Гришин. - Но и с ними можно жить, если их реструктурировать\". По его словам, с ипотечными кредитами такую работу ведет государственное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.

Минфин России бьет тревогу, пытаясь привлечь внимание к проблеме. Еще в апреле глава министерства Алексей Кудрин оценивал критичную для банковской системы долю просроченных долгов в 10% от общей суммы кредитов. Впрочем, пока она у крупнейших банков страны не так велика: у Сбербанка - 2,5%, у ВТБ - 6,1%. \"Я считаю, что проблема \"плохих долгов\" в стране искусственно раздута и пока стоит не так остро, как об этом принято говорить, - сказал \"Труду\" директор департамента стратегического анализа компании \"ФБК\" Игорь Николаев. - Ведь, по статистике Центробанка, доля кредитов физических лиц в общей сумме прибыли банков не превышает 1,5%, юридических лиц - 4,7%\". При этом львиную долю прибыли - почти 80% - банки получают от купли и продажи валюты.

По мнению Петра Гришина, \"плохие долги\" компаний опаснее, чем долги физических лиц. \"Население России не настолько сильно обременено кредитами, как население других стран или российские компании, - считает эксперт. - А вот российский бизнес не может просто так взять и выплатить все кредиты за год, их нужно рефинансировать\".