Патриотический маркетинг

На модерации Отложенный

Весь «патриотический» тырнет вторую неделю бурлит «предательскими соглашениями Кремля с Китаем». Разумеется, не читая их. А зачем? «Может ли быть из Кремля что-либо хорошее?» Заинтересовавшись новыми «предательскими соглашениями», «очередной распродажей Родины» и «сдачей Дальнего Востока Китаю», я не поленился ознакомиться с первоисточником - что из хулителей соглашений сделало два с половиной человека (1).

Что я могу сказать... Похоже, в который раз за последние несколько лет так называемая «патриотическая общественность» прямо и очевидным образом идёт на поводу у самых что ни на есть таки американских транснациональных корпораций, лоббируя их интересы и маркетинговые планы.

Повод для возмущения патриотической общественности каждый раз выбирается новый и достойный. В этот раз им стали новые соглашения с Китаем по развитию Сибири и Дальнего Востока - соглашения вполне выгодные для России.

Но если бы записные патриоты как обычно переписывали страшилки про «антинародный режим» друг у друга, дело было бы ещё не так плохо. Дело же обстоит совсем плохо. Весь шум вокруг «очередной распродажи Родины» и «сдачи Дальнего Востока Китаю» поднялся, оказывается, из-за статьи в газете «Ведомости».

Неужели название этого известного ресурса, не скрывающего свою принадлежность органам «мирового правительства» вас не отпугнуло, господа? Ведь «Ведомости» почти напрямую принадлежат англо-американцам, и не просто англо-американцам, а самым что ни на есть акулам финансового империализма, глобализма и «нового мирового порядка» - «The Wall Street Journal» и «Financial Times». И именно Штатам и Западу это соглашение с Китаем - как вилы в бок. Именно они рассчитывают на то, что «ресурсы Сибири будут осваиваться нами совместно, и в интересах европейцев» - это неоднократно озвучивалось ими прямым текстом, в том числе на самом высоком уровне.

Скандальные откровения мадам Олбрайт, госсекретаря США времён Клинтона о том, что «русские владеют Сибирью несправедливо» - это, на самом деле, не скандал, а вполне консенсусная точка зрения англо-американских кругов. А идея стравить нас с Китаем, а США и Европу выставить «спасителем России» - это также мейстрим американского политического конструктора, основа их долгосрочной стратегии в Евразии - почитайте хотя бы Бзежинского.

Нам надо наконец ответить себе на простой вопрос. Нам стоит торговать лесом, строить дороги и разрабатывать там месторождения и вообще развивать Сибирь - или не стоит. Если стоит - то альтернативы сотрудничеству с Китаем нет. Нет никакого «внутреннего рынка» для тех объёмов леса, которые там существуют, как нет никакого внутреннего рынка для доброй половины наших сибирских месторождений.

Нет и не будет никогда. Никогда, ни сейчас, ни через двадцать лет, ни через сто. Либо продать Китаю, либо пусть так гниёт и лежит. Вот и весь выбор - если смотреть реально. А это определяет цену стонам о том, что «весь сибирский лес продан Китаю».

Если же мечта некоторых «патриотов» сбудется и мы всё наконец сами добудем и переработаем на своей территории - нефть употребим, уголь сожжем, лес попилим и пустим на картон, а металл переплавим - у нас полстраны превратится в помойку и зону экологического бедствия. Не думаю, что именно это тот идеал будущего, к которому нам стоит стремиться.

Или вы так стремитесь иметь тут у нас ещё одно производство «олова и свинца», как планирует Китай? Вы были когда-нибудь на заводе по производству свинца, господа? Сына своего пошлёте туда работать? Платят неплохо... Покупает это добро Китай, перерабатывает на своей территории - и слава тебе, Господи.

В целом, все эти сказки имени XIX века про «сырьевые (и аграрные) придатки» в век глобализированного капитала стоит раз и навсегда забыть. Они давно ровно ничего не значат. В них давно нет никакого ни экономического, ни политического содержания, это просто фантомные боли в давно отрезанном члене. Это фобии ещё более раннего периода, фобии колониального времени, фобии традиционного колониализма XIX века, перенесённые на настоящее.

Придатко-фобия путает причину и следствие. Быть сырьевым придатком тогда значило быть несуверенным, да. Но вначале вы были несуверенны, колонизированы, а затем поставляли сырьё в метрополию для её нужд - по ценам, диктуемым метрополией. Так было. Этого ничего больше нет. В современной экономике всё устроено совершенно по-другому, это не аграрно-сырьевой, а финансовый колониализм.

Нет в мире сейчас никаких придатков, кроме придатков финансовых, придатков мировых финансовых структур - в которые они превратили весь остальной мир. Финансовый капитал давно сделал любую производственную деятельность человечества просто придатком к самому себе, к самовозрастающему проценту.

И ресурсная придатко-фобия выгодна ему, так как скрывает настоящие опасности за завесой опасностей ложных.

Вся эта переработка полезных ископаемых - трудоемкое и не лишком прибыльное дело. Все приличные страны отдают его на откуп развивающемуся миру при первой же возможности. Выгодна добыча, когда почти из ничего извлекается природная рента, да. От неё не отказываются даже самые развитые страны. Переработка - удел стран третьего мира с избыточными людскими ресурсами и невысоким техническим потенциалом.

Патриоты просто переносят в сегодня ментальную кальку XIX-ХХ века , когда «чем трубы выше и дым гуще» - тем выше позиции страны. Забудьте об этом. Не так сейчас всё. Оставьте «миллиарды тонн и миллионы кубометров» Китаю - у них много людей и есть кому этим заниматься, и слава Богу, пока есть желание этим заниматься, быть «мировой фабрикой».

Сосредоточиться сейчас на развитии первичной переработки сырья - это значит работать на закрепление отсталой структуры экономики, навечно остаться в ХХ веке. Нам нужны сегодня не миллиарды тонн и кубометров - тонн у нас вполне достаточно, нам нужно укрепление нашего технологического превосходства в тех отраслях, где у нас есть достойные заделы, особенно в военно-технической области.

Нам обязательно нужны современные заделы в области атомной и термоядерной энергии - и энергетики в целом. Нам обязательно нужны заделы в области передовых технологий связи и обработки информации. Нам обязательно нужны заделы в нанотехнологиях - без которых невозможна технологическая революция современного уровня по определению - и мои опасения насчёт Чубайса только в том, что у него получится «как всегда», то есть распил.

Мы останемся в патриархальном прошлом, если не будем развивать робототехнику - и военную, и гражданскую. Нам обязательно нужны заделы в космосе, навигации и аэрокосмической отрасли. Всё это нам остро, критически, жизненно необходимо. Без этого мы просто погибнем как технологическая держава. А вот что нам точно не нужно - так это ещё один, двадцать пятый по счёту завод «по переработке свинца и олова». Пусть китайцы строят рудники и валят лес, плавят олово и катают лист, а мы займёмся тем, что нам действительно, критически необходимо, без чего мы просто погибнем.

И если мы не перестанем стонать о «проданном сырье», и не построим эту новую экономику и новую оборону - в том числе и на деньги от проданного сырья, - производя сами ровно столько свинца и олова, сколько нужно для этой новой экономики, - нам вскоре напомнят о наших заблуждениях сверху, крылатыми ракетами, глобальной ПРО и высокоточным оружием XXI века.

Опасения миграции китайцев в Сибирь - тема более серьёзная и обсуждаемая. Такая опасность существует. Но надо понимать, что нежелательна, прежде всего, стихийная миграция, при которой гости норовят задержаться у нас подольше или остаться насовсем. Любой китаец сейчас имеет право взять и неорганизованно приехать к нам.

Наша задача проследить чтобы он как приехал, так и уехал - соблюдая визовые сроки. Наша задача - дать по рукам тем, кто незаконно торгует на рынках, и выдворить их. Организованный завоз рабочей силы по межправительственным соглашениям только улучшает шансы качественно проследить за потоками людей. Не гарантирует порядка, но улучает ситуацию, а не ухудшает её.

Стройка - это не рынок. Построили - уехали. Вопрос миграции китайцев в Сибирь - это вопрос качества работы нашей паспортно-визовой службы, качества работы государственной машины. Вопрос миграции - это, по существу, вопрос укрепления государства, государственной власти и государственной воли.

Да, дело здесь обстоит отвратительно. Да, государственной воли нет. Да, начальник миграционной службы Ромодановский протирает штаны не на своём месте. Но никакой связи с «экономическим сотрудничеством двух стран» тут нет.

Частые опасения, что соглашения «завяжут всю Сибирь на Китай» - просто от невежества и нелюбознательности. Загляните в транспортную стратегию РФ до 2050 года. Китайская тема на её фоне - небольшие подсобные потоки на фоне повышения связности всей экономики РФ и особенно Сибири. Все основные пути намечены (а некоторые уже вовсю строятся ) ровно в противовес «страшной китайской угрозе».

Одна Среднесибирская дорога - это второй БАМ, по масштабам - почти треть Транссиба. И это не считая многочисленных совсем северных дорог, вроде путей до Норильска, Магадана и Якутска.

Экспорт в Китай только повысит необходимость и загруженность путей сообщения на Дальнем Востоке и в Сибири, поможет построить и загрузить их, приблизит срок транспортного освоения всего региона, повысит транспортную связанность России, будет работать на нашу экономику, на нашу оборону и национальную безопасность.

Да, кому-то это сильно не нравится - из тех, кто считает, что «ресурсы Сибири будут осваиваться нами в интересах Запада». Это очень нарушает красивый стройный западный план.

Похоже, что «патриоты» в очередной раз разрабатывают тему, ловко подброшенную им дядей Сэмом. Не надоело забесплатно работать на дядю, господа?