Российско-грузинская оттепель встречена соседями с прохладцей

На модерации Отложенный

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили посетит 14 февраля Турцию, где встретится со своим турецким коллегой. Это его последний визит в рамках турне по региону, который он начал, заняв кресло премьера после победы на парламентских выборах в октябре.

Политические перемены в Грузии открывают возможности для изменения многих ориентированных на запад программ грузинского президента Михаила Саакашвили, который доминировал в политике страны в течение почти десятилетия до прихода Иванишвили. В результате, все соседи Грузии, в том числе Россия, Азербайджан и Турция, были вынуждены пересмотреть свои позиции с учетом значительных геополитических изменений в регионе, которые могут произойти из-за смены руководства в Тбилиси.

Наиболее серьезные перемены в отношениях с Грузией могут ожидать Россию. Одним из пунктов предвыборной кампании Иванишвили была нормализация экономических отношений с РФ, и в этом направлении уже были предприняты конкретные шаги. Прибывшая на прошлой неделе в Москву грузинская делегация договорилась о возобновлении экспорта в Россию ключевых для Грузии товаров, таких как вино, минеральная вода и сельскохозяйственная продукция, ввоз которых был запрещен накануне российско-грузинского конфликта 2008 года. Вполне вероятно, что страны еще разовьют этот успех - российские и грузинские чиновники намекали, что планируют укреплять сотрудничество в более важных в стратегическом плане областях, в частности, в сфере энергетики и транспорта.

Такой сдвиг в отношениях между Тбилиси и Москвой беспокоит другого соседа Грузии – Азербайджан. Натянутые отношения между Грузией и Россией были очень выгодны для Баку, особенно в том, что касается энергетики. Грузия – ключевое транзитное государство для экспорта азербайджанской нефти и природного газа в Турцию и Европу – так называемый «Южным коридором».

У Азербайджана есть планы по расширению своего экспорта, как только будет налажена добыча газа с месторождения «Шах-Дениз-2» в 2017 году. Однако есть опасения, что за это время Грузия может стать ближе к России и, возможно, поставит под удар проект, или, как минимум, даст Москве определенное преимущество.

Еще одна страна, которая озабочена изменением позиции Грузии, – это Турция. Как и Азербайджан, Турция стала зависимой от Грузии как от надежного государства-транзитера энергоресурсов, но в данном случае она выступает в качестве потребителя, а не производителя.

Под вопросом оказались и другие проекты, такие как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которые сейчас находятся в процессе реализации. Иванишвили выразил свои сомнения в экономической целесообразности проекта. Тем временем он выказал умеренный интерес в восстановлении прямого железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через Абхазию, которая на протяжении 20 лет была отрезана от этих путей. Этот проект также поддержала соседняя Армения.

С тех пор Иванишвили отказался от своих прежних заявлений и заявил, что строительство железной дороги с Турцией будет идти по запланированному графику. Однако такая перемена позиций тревожит Анкару и Баку.

И все же вряд ли в ближайшее время в Грузии произойдут какие-либо серьезные изменения, поскольку Иванишвили еще нужно укрепить свою политическую власть в стране – президентские выборы пройдут в октябре.

В то же время у соседей Грузии есть все причины начинать переоценивать свои позиции сейчас, готовясь к более серьезным переменах, которые могут произойти в будущем.