В Москву едут самые продвинутые гастарбайтеры

На модерации Отложенный

По мнению старшего научного сотрудника Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Никиты Мкртчяна, паниковать из-за увеличения квот на мигрантов не стоит.

— Как стоит скорректировать миграционную политику в условиях экономического кризиса?

— Создавать дополнительные условия, чтобы увеличить миграционные потоки, не надо, поскольку и у нас самих перспективы неясные. Паниковать из-за больших квот тоже не стоит: квота мало на что влияет. Сделали слишком маленькую — на следующий год увеличивают, оказалась слишком велика — ее просто не набирают. Если, к примеру, квота в 4 млн мигрантов, а приехал всего миллион, то никто не будет бегать по Таджикистану и отлавливать недостающих гастарбайтеров. Да они и сами не поедут, если спроса на их услуги не будет, — слишком билеты дорогие. На мой взгляд, в миграционной политике в условиях кризиса ничего менять нельзя.

— Насколько остро стоит проблема анклавов в Москве и России?

—Такой ситуации, как в Западной Европе, у нас, к счастью, нет. В самом мигрантском районе от силы 5—7% от местного населения — приезжие из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Объясняется это просто: цены на недвижимость являются своеобразным фейс-, точнее, карманконтролем. Самостроя, как в Киргизии, у нас нет. Если наши власти сами не создадут условия для образования анклавов, например построив кварталы для дворников, о чем неоднократно заявляли, то проблема и дальше будет обходить нас стороной. Кроме того, в Москву все же едут люди образованные, «продвинутые», пусть и на своем уровне, и они сами не хотят сегрегации.

— Наше миграционное законодательство создает неплохие условия для приезжих. Чего нельзя сказать об ассимиляции. Что нужно сделать и нужна ли эта ассимиляция вообще?

— Действительно, власти зачастую только громко заявляют о проектах, позволяющих адаптироваться мигрантам в России, а на деле либо не уделяют достаточно внимания проблеме, либо просто забывают про нее. Дети мигрантов должны ходить в одну школу с маленькими россиянами, учить с ними русский язык. Чем меньше общество мигрантов напоминает закрытую группу, тем лучше. Больше взаимодействия с окружающими — меньше преступности и меньше поводов для ксенофобии.

Анна Семенова