Смогут ли Лужков и Чемезов создать реального конкурента \"Аэрофлоту\"?

На модерации Отложенный

Столичный мэр Юрий Лужков не сходит с телеэкранов, рекламируя прелести не существующей пока авиакомпании «Росавиа». Еще толком не появившись, компания Лужкова уже видит себя «национальным перевозчиком» и вовсю меряется силами с самим «Аэрофлотом». Что из этого получится?

Прекрасные планы

Поводом для создания «Росавиа» стало фактическое банкротство альянса региональных авиакомпаний «ЭйрЮнион». Спасать альянс взялась госкорпорация «Ростехнологии», возглавляемая соратником Владимира Путина по работе в КГБ Сергеем Чемезовым, в союзе с Юрием Лужковым — патроном авиакомпании «Атлант-Союз». Решено, что контрольный пакет акций «Росавиа» будет принадлежать «Ростехнологиям».

Пока же 99% в ОАО «Авиалиния» (юрлицо «Росавиа») принадлежит совладельцу аэропорта Внуково Виталию Ванцеву. Доля «Ростехнологий» станет нарастать по мере того, как госкорпорация будет вкладывать активы в «Авиалинию». Предполагается, что компания Чемезова внесет туда ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии» (все — ФГУПы), «Сахалинские авиатрассы», 51% акций «Саратовских авиалиний», 52,17% акций «Владивосток Авиа», а также то, что осталось от практически обанкротившихся «ЭйрЮнион» и «Дальавиа». Вклад правительства Москвы — «Атлант-Союз» и деньги.

Над тем, как все это соединить и заставить эффективно работать, сейчас думает Ванцев, назначенный гендиректором «Росавиа». Пока он готовит бизнес-план, Лужков и Чемезов рассказывают, что новый перевозчик начнет полеты летом 2009 г., к 2012 г. объем перевозок будет доведен до 20 млн человек (это два «Аэрофлота»), а парк самолетов — до 250 единиц (сравнимо с Lufthansa). Задачи грандиозные. Но, скорее всего, невыполнимые.

Трудности передачи

Сейчас «Ростехнологиям» фактически принадлежат только госпакеты в бывших авиакомпаниях «ЭйрЮнион» — «Красноярских авиалиниях» («КрасЭйр»), «Домодедовских авиалиниях» (ДАЛ), «Самаре». Но это вредная собственность: к перечисленным компаниям выстроилась очередь из кредиторов с суммарным весом претензий 20 млрд руб. До сих пор неизвестно, кто будет оплачивать долги: в отношении «КрасЭйр» и ДАЛ в ближайшее время могут начаться процедуры банкротства.

Остальные авиакомпании, которые должны войти в «Росавиа», до сих пор находятся у Росимущества, и когда они окажутся в распоряжении «Ростехнологий» — неизвестно. Указ о передаче ФГУПов был подписан в июле. Процедура займет полгода. Но передача должна произойти после того, как из предприятий выделят аэропорты. Раздел имущества (по примеру выделения питерского аэропорта Пулково из авиакомпании «Пулково») может занять около года.

То есть прежде чем у «Ростехнологий» появятся все активы, на которые госкорпорация рассчитывает, пройдет еще полтора-два года.

Выходит, Ванцев может распоряжаться пока только долгами «ЭйрЮнион» и «Атлант-Союзом». Последний, впрочем, уже начал координировать свой бизнес с «Владивосток Авиа» и взял маршрутную сеть «ЭйрЮнион». Только большинство рейсов, как показывают системы бронирования, хоть и стоят в расписании, фактически не выполняются: у компании правительства Москвы нет необходимого количества самолетов, а парка «ЭйрЮнион» тоже уже нет.

Найти машины на рынке можно, но проблема в другом. «Самая крупная российская авиакомпания, “Аэрофлот”, способна переварить в год не более 15-20 новых самолетов, второй по размеру перевозчик, “Сибирь”, — примерно 12», — говорит Сергей Колтович, несколько лет отвечавший в «Аэрофлоте» за формирование флота. «Переварить» — это создать внутри компании необходимую инфраструктуру: подготовку персонала, финансирование и растаможку, прием в эксплуатацию.

Даже если «Росавиа» начнет пополнять парк аэрофлотовскими темпами, к 2012 г. у нее будет не больше 80 самолетов. В такой ситуации заявленный объем перевозок недостижим. Где же взять 20 млн пассажиров?

Война админресурсов

Ответы имеются: простимулировать спрос, отнять у конкурентов. Для этого нужен административный ресурс, но с этим у «Росавиа» как раз все хорошо. Вице-премьер Сергей Иванов уже поддержал Чемезова и Лужкова в том, что авиаперевозки протяженностью свыше 4000 км (в этот радиус от Москвы попадает Красноярск и все, что восточнее него) нужно дотировать. Механизм дотаций сейчас вырабатывается. Кроме того, «Росавиа» уже обещано и налоговое послабление — пошлины, составляющие вместе с НДС 42% от стоимости иностранного самолета, будут отменены или отсрочены.

Это не все. Чемезов и Лужков попросили ФАС разобраться с компенсационными платежами, которые получает «Аэрофлот» от иностранных авиакомпаний за пролет над территорией России. Их еще называют «пролетными деньгами». По данным , эти поступления составляют $400-500 млн в год, и если их вынуть из «Аэрофлота», перевозчик окажется в минусе.

Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов принимает ответные меры. «Аэрофлот» запросил из Росимущества блокпакет «Сибири». Совет директоров «Аэрофлота» возглавил министр транспорта Игорь Левитин. Зреет недовольство и в региональных администрациях. Оренбургская область претендует на половину «Оренбургских авиалиний», поскольку вложилась в развитие местного аэропорта. А глава комитета по стратегическим проектам Петербурга Максим Соколов отмечает, что для развития аэропорта Пулково (принадлежит городу и отдан в концессию УК «Лидер») совершенно необходим базовый перевозчик, то есть ГТК «Россия».

Проблема в том, что Лужкову и Ванцеву тоже жизненно необходима базовая авиакомпания, без которой не вернуть 8 млрд руб. инвестиций в аэропорт Внуково. Война административных ресурсов будет вестись до победного конца.

Ирина Мокроусова