В Госдуме предложили снять значок "18+" с русской и советской классики

На модерации Отложенный

В библиотеках надо запретить выдавать книги с маркировкой "18+" читателям без предъявления паспорта, если у сотрудников возникли сомнения в том, что они совершеннолетние. Таким образом юных читателей можно будет оградить от книг, из которых они могут узнать нежелательную и вредную информацию, считают в правительстве. При этом русскую и советскую классику надо освободить от возрастной маркировки. Эту тему планируют обсудить в Комитете Госдумы по культуре.

16 апреля Госдума должна рассмотреть во втором чтении соответствующие поправки в закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Дополнения должны уточнить порядок оборота книг и другой информационной продукции, содержащей не предназначенный для детей контент.

Благодаря этому же законопроекту Минкультуры получит право определять, как будет в библиотеках размещаться печатная продукция. При этом есть и нововведение: библиотекам теперь не надо будет маркировать книги, газеты и журналы, поступившие в фонд до 1 сентября 2012 года.

 

"Парламентская газета" напомнила, что в 2017 году вступил в силу закон о защите детей от вредной информации, которым определялся сам термин "вредная информация", определялись характеристики допускаемых сцен в произведениях для детей разных возрастных групп. Этим же законом вводилась и возрастная маркировка для фильмов и книг от "0" до "18+".

Однако после этого многие старшеклассники столкнулись с тем, что им отказывались продавать в книжных магазинах и выдавать в библиотеках некоторые классические произведения - к примеру, роман Шолохова "Тихий Дон", на который издатель, выполняя требования законодательства, тоже поставил значок "18+".

По мнению внука Михаила Шолохова, первого зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Александра Шолохова, закон ставил другие задачи, а его правоприменение немного убежало вперёд. Такая позиция была сформирована во время прошедших в начале года в парламенте слушаний и последующих консультаций с экспертами - от психологов до книготорговцев.

В беседе с "Парламентской газетой" Александр Шолохов отметил, что запрещающей считается только маркировка "18+". Все остальные отметки носят рекомендательный характер, поэтому продать 13-летнему школьнику книгу с пометкой "13+" вполне можно. Именно таким критерием и руководствовались психологи МГУ, разрабатывая возрастные категории для этого закона.

Со своей стороны, глава Комитета ГД по культуре Елена Ямпольская в конце 2018 года заявила, что считает необходимым отменить устранения "промежуточной" маркировки "6+" и "12+". В этом её поддерживают коллеги по Комитету и профессиональное сообщество - педагоги, психологи, писатели и книготорговцы.

Заместитель председателя Комитета ГД по культуре Сергей Шаргунов тоже считает, что для литературы нужны понятные ограничения. "Это не должно становиться бредом и осложнять людям жизнь", - добавил он.

"У нас некоторые в своём формализме доходят до фанатического исступления. Меня даже иной раз эти целлофановые пакеты смущают. Должен же быть здравый смысл! Прекрасная русская литература - и в этих обёртках… Получается, и "Тихий Дон" Шолохова с его страстями, и Гоголя с "Вием" - всех в пакеты? В этом есть, на мой взгляд, некая доля бреда", - убеждён депутат.

Александр Шолохов добавил, что дискуссия об освобождении золотого фонда русской литературы от возрастной маркировки уже ведётся и после январского обсуждения этого вопроса в Госдуме депутаты систематизировали все замечания и предложения.

А уже на этой неделе парламентарии будут обсуждать тему маркировки произведений искусства на уровне председателя думского Комитета по культуре, а также рабочей группы аппарата. В ходе этих обсуждений будут сформулированы уже конкретные решения по поводу возрастных ограничений для литературы.