Китай расправляется с диссидентами

На модерации Отложенный Китай вновь подвергся критике в связи с продолжающимися нарушениями прав человека в стране перед началом Олимпиады-2008 в Пекине. Страна тратит огромные средства на высокотехнологичные системы слежения, а международные правозащитные организации сообщают об участившихся случаях арестов инакомыслящих. Самой юной китаянке, оказавшейся под домашним арестом, исполнилось всего два месяца.

В 2001 году китайское правительство пообещало Международному олимпийскому комитету, что если стране позволят принимать Олимпийские игры, оно улучшит ситуацию с правами человека и не будет ограничивать свободу СМИ. Однако, вопреки всем обещаниям, преследования инакомыслящих продолжаются.

«Ситуация с правами человека в Китае за последние полгода ухудшилась, - констатирует Шарон Ом, директор китайского подразделения американской Human Rights. – Мы наблюдаем расширенное наступление на свободу слова, а также случаи задержания и запугивания правозащитников».

Несмотря на сверкающие новые стадионы, возвышающиеся над затянутой смогом линией горизонта в Пекине, главным наследством проведенной в августе Олимпиады станут не они, а самые современные системы наблюдения, установленные властями якобы в целях борьбы с терроризмом. Многие полагают, что они будут использоваться для наблюдения за людьми, которых подозревают в противодействии коммунистическому режиму.

На этой неделе критика китайского руководства по поводу нарушений данного им обещания прекратить преследования диссидентов возобновилась после того, как стало известно о решении голливудского режиссера Стивена Спилберга отказаться от постановки церемоний открытия и закрытия Игр. Спилберг отказался помогать, обвинив Китай в том, что он слишком мало делает для того, чтобы остановить убийство гражданских лиц в Дарфуре (Судан), где благодаря своим торговым связям Пекин обладает особым дипломатическим влиянием. По некоторым данным, другие известные лица, например, музыкант Квинси Джоунс, также пересматривают свое решение по поводу участия в Играх.

Как это ни странно, среди активистов, находящихся под домашним арестом, значится двухмесячная девочка, которая считается самой юной политической заключенной в Китае. Ее отец Ху Дзия, известный борец за права зараженных ВИЧ-инфекцией, а также активный блоггер, писавший о нарушениях властями экологического законодательства, в конце января был обвинен в «попытке подрыва государственной власти» - такие обвинения часто предъявляются диссидентам. Его жена Дзен Чжиньян, а также ее мать и дочь, содержатся под домашним арестом в Пекине.

Ху открыто поддерживал Джана Чунлина, рабочего одной из фабрик, который был арестован в июле прошлого года за распространение в интернете обращения, призывающего власти заниматься «правами человека, а не обустройством Олимпиады».

Ху также помог обнародовать историю Чена Гуанчена, слепого правозащитника, который последние четыре месяца содержался под домашним арестом в восточной провинции Шандон за то, что рассказал о проведении насильственных абортов среди тех, кто нарушает политическую установку на одного ребенка в семье. Ху рассказал и о блоггере Лю Генсоне, против которого ведется судебное разбирательство и который также обвинен в «подрыве государственной власти».

Круглосуточная слежка за активистами и все более жесткая цензура печати и интернета, особенно сайтов, где можно обмениваться видео, - часть большой кампании, которую власти ведут против диссидентов в целях не допустить, чтобы они сорвали проведение Игр. Поскольку запрещенные группы типа Falun Gong – духовная организация, которая, по мнению властей, является сектой, - и Free Tibet могут устроить демонстрации протеста в период перед началом Игр или во время их проведения, то власти планируют наводнить Пекин полицией и задушить проявления инакомыслия.

Десятки переодетых в штатское офицеров полиции уже гуляют вместе с туристами по площади Тянанмэнь в Пекине. Но теперь власти решили, что самым эффективным способом борьбы с народными протестами станут современные средства наблюдения и слежки. В Пекине установлены 265 тыс. камер, так что город уже превращен в столицу видеонаблюдения. Но власти устанавливают еще тысячи камер, при этом сообщается, что город затратит 300 млн юаней (21,2 млн фунтов), чтобы обновить технологии безопасности перед началом Игр.

«После завершения Олимпийских игр у властей останется более современная система наблюдения», - сказала Шарон Ом газете The Sunday Telegraph. – На всех дорогах, станциях метро и в аэропортах устанавливают камеры слежения. Возможности властей контролировать и подавлять акции диссидентов, а также разгонять скопления людей существенно расширятся».

Признаком того, как серьезно Пекин относится к угрозе срыва Олимпиады со стороны протестующих, стало сообщение о том, что дальнейшей подготовкой к Играм займется лично член китайского правительства Си Дзиньпин, которого считают восходящей звездой на китайском политическом небосклоне. Ходят слухи, что когда президент Ху Дзиньтао в 2012 году выйдет на пенсию, то 54-летнему Си предстоит возглавить операцию по всеобщему наблюдению всех за всеми, одновременно развеивая опасения международного сообщества по поводу нарушения прав человека и экологических норм.