Вратари, которые поменяли профессию

На модерации Отложенный Знаете, чем знаменит голкипер ленинградского "Зенита" Зураб Шехтель? А с какой, с такой радости Андрей Новосадов попал в анналы российской футбольной истории?

А почему появление Тараса Белея вызывало оживление на трибунах стадионов советской первой лиги? А как случилось так, что Рожерио Сени знаменит в родной Бразилии не меньше, чем Рональдо? А почему Рене Игита по прозвищу "Скорпион" не любит вспоминать 1989 год?

Всех этих вышеперечисленных товарищей, господ, сеньоров объединяют две особенности. Они были вратарями, и они были бомбардирами.

Рожерио Сени, опять же, если верить футбольной официальной статистике, поназабивал за свою карьеру столько, сколько многим форвардам не удается. 78 голов, вот такие показатели Сени. Причем забивал он по-разному. На любой вкус, и цвет. Первый раз Сени отпраздновал свое бомбардирское умение одиннадцать лет назад: со штрафного он блестяще уложил мяч точнехонько в сетку ворот клуба "Униа Сан Жано". С того самого момента, его партнеры по "Сан – Паулу" снимают шляпу пред умением голкипера пробивать штрафные, и редко когда оспаривают у Сени это право. А он шагает по планете, побивая один рекорд за другим. В декабре 2005 года Сени отметился голом в матче клубного чемпионата мира. Этот первый официальный случай, когда голкипер забил мяч в матче, проводящегося под эгидой ФИФА. К слову, то клубное первенство выиграли как раз бразильские футболисты, а Сени, как капитан команды, поднял кубок над головой.

Сени 46 раз отличился при пробитии штрафных ударов. Еще 32 раза он добивался успеха после пенальти. Таких ударных показателей и близко нет у тех вратарей, кто также вошел в историю футбола как люди, периодически меняющие специальность на поле.

Самый знаменитый из них – легендарный вратарь сборной Парагвая и уругвайского "Пеньяроля" Хосе Луис Феликс Чилаверт. На его лицевом счету 62 мяча. Из них 17 раз Чилаверт удачно пробивал штрафные удары разной удаленности, и 45 раз он своей знаменитой тяжеловесной походкой приближался к белой точке, и оттуда гвоздил своих коллег, испытывая одновременно радость от гола и огорчение от страданий товарища по вратарскому цеху.

41 мяч на счету еще одного представителя южноамериканского футбола, колумбийского голкипера Рене Игита. Из них 37 забитых пенальти и 4 гола со стандартных положений. Между прочим, возвращаясь к Игите, один из мячей он пропустил от Чилаверта. Было это в 1989 году.

Вряд ли это случайность, что именно южноамериканцы более других позволяют своим вратарям пробоваться на иной роли. Тамошний футбол, пока еще, не достиг того жесткого прагматизма, что властвует в Европе. Здесь, опять же, пока еще, играют как для очков, так и для радости – своей, болельщицкой.

Этим на представителей Южной Америки похожи мексиканцы. Хорхе Кампос, прославившийся тем, что долгие годы занимал главный пост мексиканской сборной, обладая при этом более чем средними физическими данными, был не только феноменально прыгучим, но и удачливым.
В его активе 40 голов, из них 31 один раз он выбегал из ворот, чтобы исполнить штрафные удары, и 9 раз отличился в одиннадцатиметровой дуэли.
Димитар Иванков из "Кайсериспора" все свои 30 голов провел с пенальти. Почти такого же результата добился немец Ханс Йорг Бутт, защищавший ворота "Бенфики" - 28 голов.

А что же происходило с вратарями советской футбольной школы? Поддерживали ли они почин своих иностранных коллег? Выяснилось, что почти нет, от наших вратарей – у советских собственная гордость – требовали исключительной строгости при выполнении своих прямых футбольных обязанностей.

Самым знаменитым вратарем голеадором стал Зураб Шехтель. На его счету всего лишь один забитый гол, но какой!!!

Кипер ленинградского "Зенита" забил тот самый памятный мяч Льву Яшину, который едва не сломал карьеру будущему Льву, лучшему вратарю мирового футбола всех времен и народов.

Шехтель был парнем не слабым, он кроме футбола неплохо проявил себя в легкой атлетике, прилично метал диск. Зураб выбил мяч из ворот так сильно, что Яшин, немного потерявший ворота, не сумел справиться с приемом, и "привез" нелепый гол.

В семидесятые годы исполнением пенальти отличался Тарас Белей, вратарь "Спартака" (Ивано-Франковск). Бил он редко, но метко. Ударами с одиннадцатиметровой отметки баловались в 1973 году ( тогда был проведен эксперимент, ничьи отменили, а после матча били пенальти) Куралбек Ордабаев из "Кайрата" и Александр Ткаченко из "Зари".

22 сентября 2001 года Андрей Новосадов, голкипер московского клуба "Торпедо-ЗИЛ", вписал свое имя в историю российского футбола. В самом начале второго тайма встречи против "Факела", Новосадов вколотил мяч с одиннадцатиметрового штрафного прямо в верхний угол ворот Зураба Санаи. Это был первый, и пока единственный мя, забитый вратарями в российской премьер лиге. Любопытно, что по итогам того сезона, автозаводцы – металлурги спаслись от вылета в низшую лигу, опередив на три очка все тех же воронежцев.

Андрес Палоп, голкипер "Севильи" также вошел в историю футбола, но уже – украинскую Гол, забитый головой с углового удара, на последней минуте компенсированного времени, позволил тогдашним обладателям Кубка УЕФА счастливо спастись от гостевого поражения в Донецке, и вылета из розыгрыша. Затем, в дополнительное время, партнеры отплатили Палопу той же монетой, и сломили сопротивления горняков. Палоп стал героем и в финале всего того же розыгрыша Кубка УЕФА - он брал все, что летело в его ворота в серии послематчевых пенальти.