Беседы с Березовским

На модерации Отложенный Кто знает Бориса Березовского по-настоящему?

Столько статей написано, книг издано, столько передач показано по телевизору, столько было комментариев и редакционных статей – но знают ли люди Березовского в действительности? Большинство его не знает. Потому-то из выпусков новостей складывается искаженное представление об этой непростой фигуре.

Знаю ли Березовского я? Хуже, чем хотелось бы.

Мне доводилось страстно с ним спорить. Первый раз это было в Южной Африке два года тому назад на торжествах по случаю 70-летия нобелевского лауреата Ф. У. Де Клерка – выходя покурить, мы всякий раз болтали. В Лондоне мы встречались наедине в ресторанах за ланчем, а также на мероприятиях, где я выступал в роли хозяина. В 2006 году он преподнес мне свою трехтомную биографию "Борис Березовский: Искусство невозможного" с дарственной надписью.

Последний раз я виделся с Березовским в первом квартале 2007 года. Мы договорились о встрече за ланчем – где, я раскрывать не буду; ели итальянскую пасту и долго беседовали о международной обстановке. Мы говорили о его страстном увлечении бизнесом, о тревогах, которые ему внушают исламизм и война в Ираке. Мы говорили о распаде России. Мы говорили о молодежи и о его семье. Для человека, входящего в список потенциальных жертв для наемных убийц, он удостоил меня большого доверия.

Месяц назад мы говорили по телефону и договаривались о встрече, но планы сорвались, когда Скотланд-Ярд рекомендовал ему "ненадолго исчезнуть", пока выслеживают российского киллера. Благодаря работе MI-5 неудавшийся преступник был арестован и депортирован в Россию. Представители британских спецслужб подтвердили этот факт.

Березовский – фигура сложная. Его главная черта – то, что он "сделал себя сам". Он умен и предприимчив. Это enfant terrible, это магнат. Некоторые считают его опасным человеком.

Березовский не строит из себя святого. О международных делах и экономике он мыслит категорично. Многие его мнения я разделяю. Он упрям и совершенно прямолинеен. Некоторым это не нравится, но мне импонирует.

"Я борец за дело демократии. Я поддерживаю Израиль. Я поддерживаю свободу прессы", – говорит Березовский. По сути, он именно то, в чем ему отказывают его хулители, – сторонник открытого общества, свободных рынков, ограничения полномочий исполнительной власти.

На заре правления Бориса Ельцина Березовский был ведущим борцом за политические и экономические перемены. Он вкладывал деньги в средства массовой информации и финансировал кандидатов-реформаторов. Затем он сам пришел во власть. Он был исполнительным секретарем Содружества Независимых Государств, которое пришло на смену СССР, заместителем директора Совета безопасности Российской Федерации при Ельцине, а затем депутатом Государственной Думы.

Березовский родился в скромной еврейской семье в Москве. Как и большинство российских граждан еврейской национальности в советские времена, он был аутсайдером. Он хотел учиться на аэрокосмического инженера, но этому воспрепятствовали ограничительные квоты на прием евреев в высшие учебные заведения.

Наконец в 1983 году он защитил докторскую диссертацию по информатике. Ему было 37 лет.

Политический ландшафт начал радикально меняться. В 1989 году Березовский почуял, что грядут колоссальные перемены. Он выгодно воспользовался царившей в тот период неразберихой, а также своей готовностью идти на гигантский риск, и на этом нажил громадное состояние. Некоторые скажут, что он действовал противозаконно. Он ответит, что в эти времена законов не существовало.

В 1996 году влияние Березовского достигло своего апогея.

Рейтинг популярности Ельцина составлял 30%. Его главными соперниками были правый националист Владимир Жириновский и лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов. Оба представляли собой серьезную угрозу для перспектив переизбрания Ельцина. Администрация Клинтона беспокоилась, что Ельцин проиграет. До президентских выборов в России оставалось шесть месяцев.

С ведома и при поддержке администрации Клинтона Березовский организовал группу олигархов, которые использовали свои деньги и влияние на проведение предвыборной кампании Ельцина. Медиа-империя Березовского заработала на полную катушку. Ельцин был благополучно переизбран.

К 1998 году влияние Березовского в Кремле пошло на убыль, а влияние Владимира Путина нарастало. Поначалу Березовский поддерживал Путина. Но не прошло и года, как судьба повернулась к Березовскому спиной и он покинул ближайшее окружение Ельцина – его роль значительно урезали. И Березовский снова почуял, откуда дует ветер перемен.

В 2000 году Березовский эмигрировал в Великобританию и поселился в Лондоне.

Он сделался ярым критиком путинского режима. Он обвиняет Федеральную службу безопасности – переименованный КГБ, старых товарищей Путина – в попытках покушения на его жизнь по приказу Путина. Российские правоохранительные органы обвиняют Березовского в хищении средств, финансировании чеченских террористов, похищении людей и действиях, приведших к их бесследному исчезновению.

Британская разведка согласна с Березовским: она предупредила, что ему лучше скрыться.

Березовский почуял благоприятные возможности там, где правил не существовало. Он нажил состояние, вкладывая деньги в сырье и недвижимость. Он осознал могущество прессы – газет и телевидения. Он был одним из первых "медийных баронов" России. Его называют первым российским олигархом.

Упорство и целеустремленность Березовского вызывают у меня уважение. Я не удивлюсь, если за это меня будут критиковать.

Березовскому страшно завидуют. У него могущественные враги. Он пережил несколько покушений на его жизнь – в июне убийцы шли за ним не впервые.

И он знает, что это покушение не последнее.

Марк С. Элленбоген – колумнист United Press, председатель совета директоров Global Panel Foundation и президент Prague Society. Венчурный капиталист с офисами в Берлине и Праге, он входит в Национальный консультативный совет Демократической партии США