Победа Турции в войне с Ираком может стать колоссальным поражением Вашингтона

На модерации Отложенный В последние дни Соединенные Штаты и ряд других стран предпринимают колоссальные дипломатические усилия, чтобы убедить Турцию не вводить войска в Ирак. Анкара в свою очередь за отказ от вторжения требует серьезные компенсации, и торговаться не намерена.

Устав от постоянных нападений боевиков Курдской Рабочей Партии на турецких военных и гражданских лиц, турецкое правительство на днях получило разрешение парламента на вторжение турецкой армии Северный Ирак (Иракский Курдистан). Именно там находятся основные базы боевиков. Но премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил, что вторжение необязательно последует сразу вслед за разрешением парламента. По его словам, у турецкого правительства будет год, чтобы принять решение о необходимости проведения военной операции. «В настоящий момент Анкара внимательно следит за развитием ситуации и надеется на мирное решение вопроса», — заявил он на пресс-конференции с британским премьер-министром Гордоном Брауном.

Тем самым Эрдоган дает время руководству Ирака и Соединенных Штатов предложить Турции какие-либо иные варианты решения проблемы. Ну и конечно турецкое правительство хочет в обмен на отказ от вторжения добиться от Соединенных Штатов уступок и в некоторых других важных для Турции вопросах. И, похоже, турецкий премьер добивается своего.

В Ираке турецкие инициативы вызвали форменный переполох. Оно и понятно: вторжение турецкой армии в Курдистан нанесет сокрушительный удар по итак слабым позициям центрального иракского правительства. 23 октября после встречи в Багдаде со своим турецким визави Али Бабаджаном министр иностранных дел Ирака Хошъяр Забари (этнический курд, между прочим) заявил о том, что Багдад окажет содействие Анкаре в предотвращении нападений курдских боевиков. Действительно, официальный Багдад призвал боевиков Курдской Рабочей Партии прекратить устраивать теракты против турецких солдат и уйти из северного Ирака. Но это заявление насколько громкое настолько и пустое. Всем понятно, что Багдад абсолютно не контролирует события в Иракском Курдистане. Центральному иракскому правительству итак едва-едва удается удержать курдов от проведения референдума о провозглашении независимости. Поэтому обвинения турок в том, что Багдад фактически сквозь пальцы смотрит на события в иракском Курдистане, имеют под собой все основания. Показательно, что после заключения 28 сентября иракско-турецкого договора о борьбе с терроризмом, согласно которому турецкие войска не имеют права преследовать курдских боевиков на территории Ирака, количество нападений курдских боевиков на турецких солдат значительно выросло. Поэтому требования Анкары к Багдаду, заключающееся в том, чтобы все лагеря боевиков Курдской Рабочей Партии на территории Иракского Курдистана были закрыты, а лидеры боевиков были выданы турецким властям, заведомо невыполнимы. Единственное, что реально сейчас может сделать Багдад – это обращаться к курдским боевикам с «китайскими предупреждениями» и просьбами прекратить нападения на турецких военных. Но турок это не устраивает, и они уже отвергли предложение боевиков Курдской рабочей партии о прекращении огня. «Подобные решения могут принимать две страны или две армии, а мы имеем дело с террористической организацией», — заявил Али Бабаджан.

Бескомпромиссная по сути позиция турецкого правительства вызывает серьезную озабоченность не только у самого Ирака, но и у его соседей. Озабоченность ситуацией выражают и региональные лидеры. «Я надеюсь, что обе стороны — Турция и Ирак — смогут найти решение курдской проблемы. Я не могу сказать, что разделяю позицию Турции по нанесению удара, но и не поддерживаю Курдскую Рабочую Партию в ее борьбе», — говорит президент Египта Хосни Мубарак. Все лидеры ближневосточных стран прекрасно отдают себе отчет, что вторжение турецкой армии в Иракский Курдистан взорвет весь Ближний Восток, разбудив «старого демона» — этнические или религиозные сепаратистские группировки, существующие фактически в каждой ближневосточной стране. В итоге возникнет цепная реакция, и весь Ближний Восток рискует превратиться в один большой Ирак.

Учитывая полную недееспособность центрального иракского правительства, единственный, кто сейчас может остановить турок от вторжения – это Вашингтон. Впрочем, американцы оказались в сложном положении.

Формально Соединенные Штаты стоят на стороне Анкары, и официально включили Курдскую Рабочую Партию в число террористических организаций. США также обвиняют лидеров Ирака в том, что они сквозь пальцы смотрят на присутствие лагерей боевиков Рабочей Партии Курдистана на населенных курдами северных территориях Ирака. Но в Вашингтоне не хотят, чтобы турки решали эту проблему военным путем. Вторжение турецкой армии в Северный Курдистан (единственный, к слову, островок относительного спокойствия в Ираке) еще больше осложнит итак неспокойную жизнь американцев в этой стране. Более того, если турки войдут в Северный Ирак и начнут бои с боевиками Курдской рабочей партии, то турецкой армии сложно будет избежать столкновения с иракскими силами безопасности. В этой ситуации американцы вновь будут вынуждены выступить на стороне Анкары, и курды посчитают себя преданными. А они сейчас – единственная реальная опора США в этой раздираемой гражданской войной стране.

Вот американцы и пытаются найти какое-то компромиссное решение. Президент Буш лично провел переговоры с иракскими и турецкими лидерами, пытаясь найти какой-то способ избежать турецкого военного вторжения в Северный Ирак. Более того, США предлагают лидерам Ирака и Турции провести трехсторонние переговоры во время международной конференции по иракской проблеме, запланированной на 2−3 ноября с.г. в Стамбуле. Параллельно с этим американцы давят на лидеров иракских курдов, Джаляля Талабани и Масуда Барзани, чтобы те в свою очередь повлияли на верхушку Рабочей Партии Курдистана.

Проблема для американцев усугубляется тем, что для Турции вопрос о вторжении в Ирак имеет серьезное внутриполитическое значение. Антикурдская компания турецкого правительства очень серьезно воспринимается турецким обществом. После недавнего теракта, когда погибло 12 турецких военнослужаших, стамбульские таксисты выехали в рейс с черными траурными ленточками, а на первых полосах центральных газет появились фотографии погибших солдат. В Стамбуле, да и по всей стране проходят массовые митинги молодежи, требующей скорейшего начала военных действий. Их поддерживает и профессура университетов, специально сокращая время лекций для того, чтобы у студентов было время выйти на улицу и продемонстрировать свою гражданскую позицию. Если сейчас турецкое правительство откажется от идеи вторжения, народ его может не понять. Но самое главное – его не поймет турецкая армия, гарант турецкой государственности, которая уже давно давит на руководство страны с требованием дать добро на вторжение в Иракский Курдистан. Генералы итак не в восторге от того, что президентом страны стал исламист, хоть и умеренный. А тут еще их имидж значительно страдает ввиду значительных потерь от курдских терактов. Под давлением армии журналистам впредь официально запретили освещать эти теракты, поскольку это «негативно влияет на порядок в обществе и моральные ценности». Армия требует «маленькой победоносной войны». Если сейчас правительство ей воевать не даст, то это может побудить генералитет к радикальным шагам.

Возможно, оптимальным выходом из ситуации была бы дислокация на турецко-иракской границе американских воинских подразделений, которые бы препятствовали постоянным рейдам боевиков Курдской Рабочей Партии из Ирака в Турцию. Однако реальность такова, что американцам не хватает войск для операций в центральном районе страны. Учитывая намечающееся сокращение британского, грузинского и других воинских контингентов, американцам итак приходится ломать голову над тем, как затыкать эти дырки. Им сейчас не до активных операций в Иракском Курдистане. Поэтому сейчас Соединенным Штатам придется многое дать туркам для того, чтобы те не входили в Ирак. Помимо двух-трех лидеров из среднего командного звена РПК, которых так или иначе придется публично сдать Анкаре, Вашингтон может пойти на уступке турецкому правительству и в других вопросах. Прежде всего, в вопросе о принятии Конгрессом резолюции, признающей геноцид Османской Империи армян, голосование по которой ориентировочно назначено на ноябрь. Теперь администрации Буша придется сделать все возможное, чтобы провалить этот законопроект. В ином случае «маленькая победоносная война» турецкой армии в Ираке превратится в колоссальное геополитическое поражение Вашингтона.