Как пережить эпоху финансового кризиса

На модерации Отложенный Мировой финансовый кризис не стал дожидаться августа. Фондовые рынки по всему миру рушатся уже сейчас. Россия, которую еще недавно считали «тихой гаванью», падает вместе со всеми.

Казалось бы, для нас шторм на финансовых рынках не так чувствителен, как для тех же США. В Америке и в Европе акционерами являются 60—80% граждан, у нас — только 11. Число пайщиков ПИФов в России измеряется десятками тысяч человек. Однако мировой кризис может существенно скорректировать важнейшие для отечественной экономики показатели, начиная от цены на нефть и заканчивая ставками по потребительским кредитам.

Первые, кто может почувствовать себя обманутым, — это пайщики ПИФов. Последние годы рынок активно рос, и люди привыкли к тому, что паи приносят только прибыль. Теперь же необходимо учиться действовать в условиях кризиса. Главное, по мнению экспертов, — не паниковать.

«Продавать что-то сейчас — просто последнее дело, — предупреждает Наталья Орлова, главный экономист Альфа-банка. Рынок не может падать семь дней подряд, после таких падений всегда происходит отскок наверх. Конечно, когда люди следуют паническим настроениям, то они входят на него высоко, а продают на самом дне».

«Народным акционерам» «Роснефти», ВТБ и Сбербанка не стоит предпринимать сейчас решительных действий, — советует Мария Кальварская, начальник отдела рынка акций Инвестиционного банка КИТ Финанс. — Стоимость бумаг как «Роснефти», так и Сбербанка сейчас низкая, и продавать их на данном ценовом уровне смысла нет. Обе компании идут по поступательному уровню развития: произошел и рост прибыли, и расширение спектра операций; ожидается дальнейшее улучшение этих и многих других показателей. Что касается ВТБ, не думаю, что имеет смысл продавать акции с потерей 20%. На снижение стоимости бумаг повлияли лишь внешние факторы, а это значит, что вскоре цены на них поднимутся до прежнего уровня».

К тому же кризис больше всего отразится на стоимости ПИФов акций, которые всегда считались высокодоходным, но рискованным инструментом. Тем, кто вложил деньги в более консервативные облигации, пока переживать не стоит.

Другое дело, если свободные деньги у вас на руках сейчас. Эксперты дружно не советуют вкладывать их в акции как напрямую, так и через ПИФы — шансов прогореть гораздо больше, чем заработать. Банковским депозитам доверия больше. Но опять же только в том случае, если речь идет о крупных банках с устойчивой репутацией.

Что касается традиционно набирающего популярность в момент кризиса золота, то специалисты не уверены, что это — лучшая инвестиция. «Золото? Думаете, есть смысл покупать золото, уплачивать 20% НДС, а потом терять их? — задает риторический вопрос Александр Крапивко, старший портфельный менеджер УК «Ренессанс-Капитал». И резюмирует: — Лично я думаю, что не стоит».

«Мнение о том, что перевести сбережения в золото означает придать им стабильность, ошибочное, — соглашается Скотт Семит, глава аналитического департамента УК «Капиталъ». — Я не верю в успех золота, не стоит полагаться на экономическую надежность драгметалла».


В условиях кризиса головная боль обеспечена не только инвесторам, но и заемщикам. Потому что проблемы банков — это их проблемы. В случае развития кризиса по пессимистическому сценарию нельзя исключать повышения ставок по кредитам. Эти опасения разделяет и г-н Семит: «Ставки по кредитам, думаю, увеличатся, и подход к отбору кредиторов станет более жестким. Бизнесу теперь будет несколько сложнее финансироваться. Да и частным лицам получить кредит будет не так просто, как раньше, ведь кредитным историям начнут уделять больше внимания».

Это, впрочем, не так уж и плохо. В последние годы рынок кредитов — как потребительских, так и ипотечных — развивался у нас по американскому сценарию, тому самому, что привел в итоге к кризису. Если наши банки перестанут выдавать энные суммы практически под честное слово, то от этого станет только лучше и самим банкам, и заемщикам, у которых будет меньше шансов попасть в долговую яму. Конечно, это может привести к сворачиванию потребительского бума, но зато научит нас жить по средствам.

Глобальные проблемы могут затронуть и локальные рынки, например, рынок недвижимости, особенно столичной. Относительно его перспектив у аналитиков нет единой точки зрения. Кто-то считает, что цены на квартиры могут упасть вслед за финансовыми рынками, другие эксперты полагают, что деньги, вынутые из ПИФов, как раз будут инвестированы в недвижимость.

Если рассуждать о макроэкономических перспективах России, то они будут традиционно завязаны на нефтяные цены. Перспективы «черного золота» эксперты оценивают со сдержанным пессимизмом.

«Я не думаю, что кризис уж очень отразится на нефтяных ценах, — говорит Владимир Брагин, экономист ИБ «Траст». — Но если он приведет к рецессии в США, то есть отразится на реальном секторе экономики, то возможно, что Америка снизит потребление нефти, и таким образом цены на нее упадут».

«Угроза падения цен на нефть также существует, многое будет зависеть от того, как среагирует Китай, — развивает тему Наталья Орлова. — Прямая зависимость для России достаточно значима: снижение цены за баррель нефти на один доллар приводит к падению бюджета на два миллиарда долларов».

Федеральный бюджет на 2007 год был сформирован, исходя из предположения, что цена на нефть будет находиться в районе 60 долларов за баррель. Сегодня она стоит под 90. Значит, резерв относительно безболезненного падения составляет примерно 40%. Дальше могут начаться проблемы. Поскольку примерно треть доходов приходится на так называемые нефтегазовые трансферты, при падении барреля до 60 долларов и ниже в этом году федеральный бюджет будет дефицитным. Тогда, очевидно, придется распечатывать Стабфонд.

Словом, накопленные финансовые резервы, судя по всему, позволят государству пережить глобальные трудности. А вот хватит ли их для параллельного инвестирования в масштабные социальные программы, о приоритетности которых говорит кандидат в президенты Дмитрий Медведев, уже вопрос.