Кремль - верный борец за права человека...за границей

На модерации Отложенный

Кремль изобретает права человека. Новый институт должен наблюдать за положением демократии, гражданских прав и защитой меньшинств. Ситуация в России все же, не будет предметом работы: новое учреждение должно анализировать США и страны ЕС.

В ноябре прошлого года 'Институт демократии и сотрудничества' был основан в Москве - в начале недели его представители уже отправились в Нью-Йорк и Париж, где они быстрыми темпами занимаются созданием двух филиалов. Оба филиала должны приступить к работе в течение нескольких месяцев. Скоро западные правительства могут услышать необычный тон в свой адрес: критику демократического развития в их странах. Критику с московской точки зрения. "Нас интересует, как гражданское общество развивается в Европе, и как обстоят дела с демократическими институтами в США", - объясняет глава Института Анатолий Кучерена. - Проект будет финансироваться частными пожертвованиями, а не Российским государством". Это исключительно гражданская инициатива. 'Мы очень надеемся на поддержку со стороны отечественного бизнеса', - подчеркивает адвокат Кучерена.

Однако есть сомнения в независимости так называемой неправительственной организации (НПО), ведь это сам президент России Владимир Путин на саммите ЕС - Россия в Португалии заявил, что российский институт будет следить за западной демократией. "До сих пор, некоторые страны играли роль некоего учителя. Однако Россия должна стать полноценным членом демократической дискуссии", - подчеркивает русские амбиции Наталья Нарочницкая. Она будет руководить отделением 'Института демократии и сотрудничества' в Париже.

Русские правозащитники хотят решать проблемы Америки

Учреждение института - это ответ России на постоянные порицания западных НПО, которые в течение прошедших лет серьезно критиковали Путина за авторитарный курс. Кремль усмотрел в этом международный сговор: якобы иностранные правительства с помощью правозащитников пытаются навредить России. В заключительной части своей речи на прошлогодней конференции в Мюнхене Путин жестко раскритиковал неправительственные организации. Он обвинял их во вмешательстве во внутренние дела России. "Финансирование неправительственных организаций осуществляется правительствами других стран. Разве это нормальная демократия? Это не демократия, это влияние одного государства на другое", - возмущался Путин. При этом российский президент прежде всего имел в виду организацию "Freedom House", которая финансируется американским правительством, и которое Кремль подозревает в том, что она кует планы переворота в России.

С давних пор "Freedom House" регулярно составляет и публикует рейтинг состояния демократии в разных странах. Все страны мира разделяются на 3 категории: 'свободные', 'частично свободные' и 'несвободные'. На большой "мировой карте свободы" Россия Путина регулярно окрашивается в темно-синий цвет. Синий цвет означает несвободу. Это плохой пиар для Кремля, так как публикация подобных карт на стендах "Freedom House" вызывает большой общественный резонанс. Русский институт теперь должен развернуть острие копья. "Соединенные Штаты ведь считаются самой демократической страной. Тогда давайте мы все же присмотримся к их избирательному законодательству", - говорит Kучерена. "И знаете что, - добавляет его коллега Нарочницкая, втягивая с шипением воздух через зубы, - в США есть много проблем. Я жила там долгие годы. Там масса нарушений прав человека".

Большая конкуренция для нового института

"Тем не менее, речь не идет о том, чтобы с помощью российского института критиковать определенные страны", - заверяет она. - Целью является скорее наблюдение за релевантными проблемами". Например, проблемы национальных меньшинств в странах Европейского Союза - как скажем, в Латвии, разъясняет Нарочницкая. В Латвии живет примерно 250 000 русских, и Москва традиционно считает себя их адвокатом. Новый институт должен также отлакировать плохой имидж России на международной арене. "Это не секрет, что информация о России часто очень односторонняя и полна предубеждений", - считает Андраник Мигранян, глава Нью-Йоркского филиала.

"Для начала 3 главы новой организации должны ясно для себя решить, чего они действительно хотят", - комментирует планы института Александр Петров. Петров возглавляет Московский офис американской НПО "Human Rights Watch". "Либо, они пропагандируют российское правительство, либо они серьезно наблюдают за положением прав человека. Ведь это две абсолютно разных вещи", подчеркивает Петров. Много будет зависеть от того, из каких источников будет финансироваться институт на самом деле - из добровольных пожертвований как это заявлено, или все же покорными Кремлю предпринимателями?

"Люди, которые сейчас строят этот институт, тесно связаны с нынешним правительством", утверждает Петров. Конкуренция также станет большой проблемой для нового института, предполагает правозащитник: "На Западе имеются уже сотни, если не тысячи групп, которые занимаются этой тематикой. Будет нелегко завоевать там место под солнцем".