\"Машина времени\": \"Поворот\" на месте

На модерации Отложенный

В Государственном Кремлевском дворце выступила легендарная советская группа "Машина времени". На концерте побывал КИРИЛЛ Ъ-ШАМСУТДИНОВ.

Начали тихо, в три акустические гитары. Андрей Макаревич, Евгений Маргулис и Александр Кутиков появлялись в столбах света по очереди и пели все про то же: "Костер" да "Песня про паузы". После этого Андрей Макаревич сразу объявил, что это не юбилейный концерт, так как журналисты якобы пытались приурочить выступление группы к 55-летию музыканта, которое случится 11 декабря.

Открестившись от юбилейности, музыканты начали выступать полным составом и тут же выдали серию своих старинных хитов, разбавив в гомеопатических пропорциях чуть менее известными песнями. Были даже вкрапления из нового альбома "машинистов" "Time Machine" — "Улетай" и "Старый самолет". Классическому составу "машинистов" помогали перкуссионист Олег Остроумов и трубач Александр Дитковский, выступающие с группой уже три года.

Музыканты с удовольствием шли поклонникам навстречу, выдавая то "Синюю птицу", то "Марионеток", то "За тех, кто в море" с давно записанными на подкорку текстами, мелодиями и гармониями. Благо за почти тридцать лет концертов музыканты довели исполнение этих хитов до механической точности.

Минимальные изменения в аранжировках основ не потрясли.

Песни звучали идеально еще и в том смысле, что каждый человек в зале знал, какая нота сейчас последует. Старые слова пели хором, музыканты давали возможность сидящим зрителям выплеснуть эмоции, замолкая в нужных местах.

Новые песни пишут те, у кого старые плохие. Эту максиму, приписываемую Константину Никольскому, "машинисты" давно воспринимают как руководство к действию. Ведь публика идет к ним не для того, чтобы услышать что-то новое. Недаром нарядный пролетариат и представители советской интеллигенции за пятьдесят, заполнившие Кремлевский дворец до отказа, начали просить "Поворот" уже на пятнадцатой минуте концерта.

Ставить в вину "машинистам" консервативное звучание или еще более предсказуемый ход концертов — значит не видеть разницу между, скажем, музеем с постоянной экспозицией классики и галереей, в рамках которой можно позволить себе гораздо больше. Андрею Макаревичу, наверное, нравится, когда публика из раза в раз наслаждается простым чувством узнавания.

"Грачи прилетели", "Бурлаки на Волге", "Всюду жизнь". Когда "машинисты" хотят "выставить" что-либо иное, они занимаются сольными проектами, будь то "Оркестр креольского танго" лидера группы, блюзовый проект Евгения Маргулиса или что-либо еще.