О некоторых началах

На модерации Отложенный

 

Есть такой феномен, что человечество гораздо больше определило отрицательных эмоций и качеств, чем положительных. Все эти отрицательные качества – следствия одного – разделенного, нецелостного –  состояния, выливающегося в своих реакциях на внешние обстоятельства именно этими эмоциями. А положительное состояние – целостно. Потому так мало определений положительных эмоций. Все они выливаются в одно – радость/счастье. И само слово «счастье» говорит нам о своем содержании, о результате реализации (соразмерности) части в целом, о создании частью целостности. Но конкретно через что личность приходит к с-частью, к целостности – это как раз особенность самореализации.

            Поэтому, с-частье – это нормальное состояние человека, это – норма. Противоположное состояние – это состояние распада. С распадом человека распадается и социум. Целью социума  должно быть как раз счастье человека, счастье – то есть целостность, то есть духовность (что как раз практично и научно). И свобода – это только часть; фундаментальная, но часть духовности человека.

 

            Вспомним вопросы онтологии (постижения основ сущего, основ бытия), связывающие строение философии:

1. Что есть бытие и сущее?

2. Что первично; или в чём начало?

3. Из чего всё произошло и куда движется мир?

    (В этом вопросе онтология соединяется с Космогонией)

4. В чем причина и цель развития; и есть ли развитие?

    (В этом вопросе онтология выходит к Историософии)

            При этом в отношении самой онтологии появляется вопрос со стороны гносеологии: «Познаваем ли мир и как познаваем?» А онтология, соединяясь с этикой, затрагивает последний вопрос: «В чем смысл жизни?» И дальше вопросы душевного здоровья, дальше – уже психология. И все вопросы бытия сходятся в вопросе об Абсолюте, об Источнике бытия…

            Вопрос «о смысле жизни» – он и об «укоренении этики в бытии». И мы отвечаем на него положительно. И «квадры этики», «квадры психологии» (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261080.htm) тому доказательство…

1. Целостных систем без целей/ценностей не бывает. Этика же – следствие, проявление целей/ценностей системы. Любая система имеет «этику», правила.

2. Этика – категория системы. В таком случае «Этика» предустановленна в мире, как системе. Как предустановленна и Гармония – по Лейбницу… И тогда это – «системная этика».

3. Субъект не может Быть вне идеи, вне системы понятий. Субъект не может быть вне-системен, вне-этичен (свобода – это вторая сторона). То есть мир системно  этичен и субъектен…

4. Социальные построения не должны редуцировать (принижать, упрощать) субъектность человека (в её полноте и целостности), но востребовать её. В противоположность крайностям маятника дихотомии «капитализм-социализм», «частность-обобщенность».

            Этика, как внутренняя энергия собирания, формирует и социо-культурный порядок. Размывание этики в этой сфере сопровождается замещением, внедрением в поры общества развращения (коррупции – с лат. растлевания). С падением и деструкцией с неизбежностью наступает и время осознания. И оно всегда проходит через возвращение целостности.

            Гармония заключается в соразмерности, в соответствии  целого и частей. Так она воспринималась в эстетике, в художественных объектах («ничего лишнего и всё на месте»). Так через ощущение красоты она воспринимается и в других предметных областях; через ощущение того, что нечто Хорошо устроено в связи своих частей и в отношениях с другими «нечто». Соотношение целого и частей – главный вопрос гармонии во всех предметных областях.

            Гармония выше пропорциональности. Целостность выше гармонии. Выше – то есть упорядочивает, нормирует. Нормирует – то есть даёт критерии, подходы для нижних уровней (по многообразию проявлений) в одной линейке понятий.

Гармония – это стройность, соразмерность частей целого, порождающая ощущение красоты и устойчивости. И такое восприятие частей не может быть без восприятия целого.

Гармония – это ощущение наблюдателя функциональной и структурной оптимальности системы  и ненарушающей взаимосвязи с другими окружающими системами. Это статичная характеристика способности к полезному развитию.

Заметьте, здесь я не объективирую гармонию. Мы ее, прежде всего, ощущаем. И ощущаем через целостность ощущаемого в окружающем; в том числе в разном контексте для художественных произведений. Уже потом мы осмысливаем её предметно, конкретно, критериально. Но при её осмыслении мы не должны это делать как самоцель, совершенно оторванно от предмета; не должны ставить её впереди осмысления самого предмета, его глубин, глубин его отношений. Тогда придет – и придет совершенно конкретно – понимание конкретной гармонии в полноте её предметного проявления.

 

            ( Из книги «Путь мира»  http://www.sci.aha.ru/ots/sci.htm )