Путин вызвал Абрамовича на «Распадскую»

На модерации Отложенный

Олигарх прилетел на совещание по вопросам восстановления шахты, которое проводит премьер-министр.

Премьер-министр Владимир Путин вызвал на совещание в Новокузнецке по вопросам восстановления «Распадской» совладельца шахты Романа Абрамовича.

Приезд олигарха оказался неожиданностью для многих - имя бизнесмена не значилось в списках участников. Совладелец холдинга «Евраз», которому принадлежит «Распадская», молча слушал премьера, изредка переговариваясь со своим соседом Владимиром Рашевским, главой СУЭК. Чтобы не мешать другим, они переписывались на листе бумаги карандашом, изредка комментируя вполголоса слова первого вице-премьера Виктора Зубкова.

Владимир Путин хоть и ни разу не обратился к Роману Абрамовичу лично, неоднократно повторил мысль о том, что, несмотря на то что в обеспечение безопасности на «Распадской» было вложено много, определить, было ли достаточно, можно будет только после окончания расследования.

Основная тема беседы на совещании, естественно, касалась обеспечения безопасности на шахтах. Так, Владимир Путин заявил, что подписал постановление о том, что функции горноспасательных отрядов будут сосредоточены в одних руках – МЧС.

Здание «Южкузбассугля» в Новокузнецке, наверное, как нельзя лучше говорит о том, что происходит в душе любого горняка. И из шахты «Распадская» - в том числе.

Снаружи – отделанное стеклом и металлом современное здание, мрамор в коридорах, а рядом – выдающие свой возраст деревянные двери скрывают помещения, в которых, казалось бы, остановилось время и прогресс: полуразвалившиеся кресла, оторванный линолеум и громкие лозунги: «"Евраз" – мы делаем мир сильнее».

«Успех для нас, - расшифровывают агитки, - прибыльность, безопасность, качество, стабильное развитие, патриотизм, гордость и мотивированный персонал». По зданию разносится запах столовой – именно там собрали горняков на разговор с Владимиром Путиным.

Чтобы понять, о чем пойдет разговор, не надо даже задавать вопросов. Все они – около 60 человек – приехали сюда из Междуреченска, находящегося в 80 километрах от Новокузнецка. Уже давно, даже раньше страшной катастрофы на «Распадской», город в народе называют «чертовой ямой». Потому что если ты туда попал, выбраться на свет шансов уже почти никаких – разве что на «тот» свет.

Говорят, никакого «фейсконтроля» не было: поехали все, кто хотел. И каждый надеется задать свой вопрос премьеру: про маленькие зарплаты – 30 тысяч в месяц минус налоги, про небезопасные условия труда. Они искренне верят в то, что Владимир Путин поможет.

В ожидании они говорят «за жизнь», о чем, собственно, и намереваются говорить с главой правительства. До кризиса условия жизни были гораздо лучше: тогда горняки получали около 50 тысяч в месяц. А теперь и на пенсию выйти не каждый может себе позволить. Хотя большинство проходчиков «Распадской» - уже пенсионного возраста, каждый из них понимает, что прожить на 10 тысяч рублей в месяц невозможно. И тут они надеются на главу правительства: вдруг он отрегулирует и пенсионное законодательство для горняков?!

- Если не Путин, то кто?! – говорят они.

Действительно, кто?

Правильные лозунги и красивый фасад: благосостояние собственников «Евразхолдинга» определяется стоимостью акций на фондовом рынке. Красивые планы и уверенные прогнозы – вот что создает биржевой фасад. Угрюмые лица горняков, которых стараются накормить в столовой поплотнее перед визитом премьера, – это те, кто заставляет все эти слова работать. Жаль, пока только на их хозяев.

В столовой стулья расставлены кругом – где в два, где в три ряда. В центре – вертящееся кресло, для Владимира Путина: так он может поворачиваться в сторону того, кто говорит. Вокруг – осветительные приборы. Так, сегодня премьер станет ведущим ток-шоу с горняками «Распадской». Правда, без грима и сценария.

- Добрый день, дорогие друзья! – Владимир Путин появился весь в черном. - Я год назад был на шахте…

Перед встречей с теми, кто продолжает работать на «Распадской», несмотря на то что авария все еще считается неоконченной, премьер говорил с теми, чьи родные погибли во время взрыва. И Владимир Путин дал высказаться каждому, кому было что сказать.

- Я не буду произносить длинных красивый речей, - начал он, - я хотел послушать вас.

И его спрашивали: о зарплатах, о пенсиях, о безопасности и, конечно, о том, как жить и работать дальше.



- Да, действительно на «Распадской» было много сделано для обеспечения безопасности, - терпеливо объяснял премьер горнякам, которые пытались вникнуть во все тонкости: почему государство не считает, что вся финансовая ответственность должна лечь на плечи собственника.

- Но если трагедия произошла, значит, недостаточно. Вы же специалист. Вы там всю жизнь работаете, - говорил Путин, поясняя, что, даже если затраты на безопасность выросли в 9 раз, этого может и не хватить, так как растет и добыча.

- Мы должны ужесточать меры контроля и надзора. Мы должны вернуть Ростехнадзору право останавливать работу шахты. Но должны сделать так, чтобы это не вело к коррупции и шантажу руководства шахт, - однако и от самих горняков премьер требовал не меньшей ответственности.

- Вы должны в своем коллективе выработать нетерпимость к любым нарушениям, - жестко сказал Владимир Путин. - Вот кто-то курит: говорит, что не может без курения.

Шахтеры надеются, что премьер решит вопрос их зарплат и пенсий

В ответ в рядах шахтеров поднялся возмущенный шум.

- Но находят же спички, сигареты! - остановил возражения глава правительства.

И настаивал, что нельзя за все винить собственников: запретить курить в шахте своему товарищу должны сами горняки. Иначе и спрашивать не с кого: каждый отвечает за свой участок. И даже тот факт, что в Госдуму внесен закон о страховании, который повышает ответственность собственников предприятий с тяжелыми опасными условиям труда, по мнению Владимира Путина, не делает этих собственников «крайними».

- И мы им готовы помочь, - сказал он, - предоставить кредиты. Но они пока ничего не просят, хотя ущерб для них будет большой.

Тут Владимир Путин сделал паузу.

- Я просто снимаю шляпу перед теми, кто там работает, - произнес премьер, обращаясь к тем, кто каждый день спускается в забой, несмотря на то что авария произошла не так давно: пожар до сих пор не потушен. - Но полноценное восстановление может начаться только после того, как все закончится, будет составлен план…

- По предварительным оценкам, на восстановление потребуется около 10 миллиардов рублей. Если потребуется помощь государства, мы все сделаем.

Замглавы профкома «Распадской» Александр Зворский поднял вопрос о пенсиях.

- Вам сколько лет? – поинтересовался премьер.

- 58, - ответил шахтер и пояснил свою мысль, что, мол, раньше пенсия была – так это пенсия, в Сочи слетать можно было. – А теперь, боюсь, долечу только до Адлера. Шахтеры одобрительно засмеялись.

- У вас 12 тысяч?

- Да.

- Так вот средняя пенсия по отрасли – и того ниже, 8 - 10 тысяч, - ответил Владимир Путин, напомнив, что уже внес в Думу законопроект, обязывающий работодателей дополнительно вносить в Пенсионный фонд по 6,7 % на каждого человека. И заработать эта схема должна уже с января 2011 года.

- Я направил этот законопроект в Думу больше года назад, - рассказал Владимир Путин. - Но его «снесли». Много в этом вопросе «заинтересантов», лоббистов…

Однако твердо пообещал горнякам, что все свои обещания сдержит, несмотря на то что собственники предприятий активно возражали против дополнительных выплат.

- Но правительство посчитало, - пояснил премьер, - и решило, что это не так обременительно.

Ответил премьер и на возмущение шахтеров ростом цен.

- Должен честно сказать, что этот вопрос мы административно не решим. Нельзя запретить поднимать цены, - пояснил Владимир Путин, добавив для убедительности пример, - иначе мы просто вернемся в Советский Союз. Если бы тогда экономика развивалась эффективно, то он бы не развалился. А все из-за того, что одна отрасль была раздута, как флюс, огромна, а другая недофинансирована, люди потеряли ощущение опасности, и страна развалилась.

В ответ на молчание горняков Владимир Путин вдруг перешел на жесткий тон.

- Я вас прошу не верить тем, кто говорит, что завтра волевым решением запретит поднимать цены, это – пустопорожняя болтовня!

Когда вопросов уже почти не осталось, вдруг один из шахтеров робко попросил:

- Владимир Владимирович…

- А?

- У меня к вам личная просьба, - и протянул записку премьеру, залившись краской.

- Я прочитаю.

Шахтеры встали, провожая Владимира Путина, который отправлялся на совещание, где должен был обсудить их вопросы.

- Будьте осторожны, - тихо попрощался премьер.