Расцвет государственно-монополистического капитализма в России

На модерации Отложенный

На днях глава российского правительства удовлетворил давнишнее желание крупного бизнеса стать официальной частью государственной власти – разрешение участвовать в заседаниях правительства представителям Российского союза промышленников и предпринимателей получил глава РСПП А. Шохин.

Неофициального участия в управлении государством это, понятно, не отменяет, однако даёт олигархам дополнительные возможности лоббировать свои интересы. По признанию самого Шохина, подобный диалог бизнеса и власти поможет решить «ряд вопросов, по которым у бизнеса есть ярко выраженные интересы». Председатель «профсоюза олигархов» подчёркивает, что формального участия представителей крупного бизнеса в заседаниях правительства мало: «Речь идет не столько об участии в заседаниях правительства, а об институализации участия бизнеса в экспертизе и принятии решений».

Что ж, это мировая практика капитализма: видимое (официальное) разграничение капитала и государственной власти в ту эпоху развития соответствующей общественно-экономической формации, когда капитал и власть просто не могут существовать отдельно друг от друга. Россия довольно быстро достигла этой ступени монополистического капитализма. И некому поставить это в заслугу. Добравшись усилиями нескольких поколений до некоторой точки социально-экономического развития, наша страна в 90-е легко покатилась вниз, обрастая как снежный ком всеми известными противоречиями капиталистического общества.

Более наглядного примера история ещё не знала.

Справка

БСЭ: Государственно-монополистический капитализм,

новая, более развитая форма монополистического капитализма, для которой характерно соединение силы капиталистических монополий с силой государства в целях сохранения и укрепления капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего и национально-освободительного движения, развязывания агрессивных войн.

В.И.Ленин о государственно-монополистическом капитализме: «…вы¬двинулась другая группа капиталистов, еще более хищническая, еще более разбойничья — группа пришедших к столу капиталистических яств, когда места были заняты, но внесших в борьбу новые приемы развития капиталистического производства, лучшую технику, несравненную организацию, превращающую старый капитализм, капитализм эпохи свободной конкуренции, в капитализм гигантских трестов, синдикатов, картелей. Группа эта внесла начала огосударствления капиталистического производства, соеди¬нения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм, ставящий десятки миллионов людей в одну организацию государственного капитализ¬ма». («Война и революция», ПСС, 5 изд., т. 32, с. 83)