В рунете появился еще один сайт, посвященный борьбе с коррупцией.

На модерации Отложенный
 
Марина Литвинович не первая, кто пытается привлечь внимание к теме коррупции с помощью интернета

В рунете появился еще один сайт, посвященный борьбе с коррупцией. Политтехнолог и бывшая активистка оппозиционного "Объединенного гражданского фронта" Марина Литвинович запустила проект "Election 2012", в рамках которого публикуются доклады о финансовом состоянии членов российского правительства и их родственников.

Первая публикация посвящена собственности российских чиновников и членов их семей, прежде всего - глав силовых ведомств и некоторых гражданских федеральных министров.

На сайте сообщается, что всего будут опубликованы семь докладов. По словам Марины Литвинович, в первых из них внимание будет уделено членам правительства, администрации президента и крупным бизнесменам.

На сайте предполагается разместить информацию о бизнесе и собственности около 250 лиц и компаний. Хотя название проекта, "Election 2012", напрямую связывает его с выборами президента России, которые состоятся в марте 2012 года, целью авторов, по их словам, не является поддержка какой-либо политической силы или какого-то конкретного кандидата.

Эксперты между тем не исключают, что за созданием проекта может стоять политический заказ.

Официальной реакции властей пока не последовало.

Сайты, публикующие материалы о коррупции, приобретают в России все большую популярность. В сети уже существуют проекты Алексея Навального "РосПил" и Ильи Гойхмана "Роскомвзятка".

"Просто выстраиваем цепочки"

В интервью Би-би-си Литвинович подчеркнула, что вся информация, которая приводится в докладе, получена из открытых источников, данных Единого государственного реестра о регистрации юридических лиц, а также из отчетности госкомпаний.

"Мы берем фамилию, пробиваем ее по базе данных, смотрим, какие фирмы этот человек регистрировал, в каких советах директоров он заседает, мы это все указываем. Дальше появляются новые фамилии, все это как-то увязывается с членами кабинета министров. Мы просто выстраиваем цепочки связи через ближайших родственников, ближайших друзей наших членов правительства", - пояснила Марина Литвинович в интервью Би-би-си.

Она подчеркнула, что авторы доклада лишь собирают и структурируют информацию о чиновниках и министрах, но не делают при этом никаких выводов, предлагая читателю самому устанавливать связь между изложенными фактами.

"Мы старались никаких итогов не писать, мы старались писать текст так, что когда вы называете факт 1, факт 2, факт 3, человек с мозгами поймет, что здесь связь есть", - сказала Марина Литвинович в интервью Би-би-си.

Вместе с тем в аннотации к первому докладу под названием "Власть семей" используются довольно жесткие формулировки.

"По сути мы имеем дело примерно с 50 семьями высших чиновников и бизнесменов, которые подмяли под себя не только нефть и другие полезные ископаемые, но и выстроили финансовые потоки так, чтобы они попадали в карман семьи, своеобразный "общак". Использование криминальной лексики тут оправдано: в докладе вы увидите информацию, которая показывает четкую связь некоторых членов кабинета министров с уголовным миром", - говорится в аннотации, опубликованной на сайте проекта.

Шеф-редактор интернет-портала "Кремль.орг" Павел Данилин в интервью Би-би-си отметил, что с юридической точки зрения придраться к этому докладу сложно.

"Подобная информация чаще всего слабо опровергается в суде и редко подвергается судебным преследованиям, поскольку берутся открытые источники, делается компиляция, на основе этого глобального копипэйста делаются незамысловатые выводы", - сказал он, добавив, что считает этот проект политическим заказом.

Открытая информация

Марина Литвинович утверждает, что информация о чиновниках, опубликованная на сайте ее проекта, была известна и раньше, но никогда не была собрана воедино.

Раскрытие данных о личной собственности чиновников - это общемировая практика, считает политолог Станислав Белковский.

"Мы знаем, что в Эстонии министр внутренних дел лишился должности за то, что поехал на дачу на казенной машине. А в Корее министр иностранных дел подал в отставку из-за того, что в одной из дочерних структур министерства работала его дочь. Нам в России до этих стандартов еще бесконечно далеко", - полагает эксперт.

Угрозы для личной безопасности высокопоставленных чиновников раскрытие таких данных не представляет, уверен Белковский.

"Никто не требует раскрывать их место жительства или интимные подробности частной жизни", - сказал Белковский Русской службе Би-би-си. Открытые данные об имуществе не могут служить наводкой для преступников, считает он.

Идея не нова

Марина Литвинович далеко не первая, кто пытается с помощью интернета привлечь внимание общества к проблеме коррупции в России. В начале декабря прошлого года блогер и юрист Алексей Навальный, получивший известность в интернет-сообществе как обличитель коррупции, Нажать запустил сайт с говорящим названием "РосПил".

Согласно комментарию, опубликованному на сайте, он "посвящен борьбе с чиновниками, которые используют систему государственных закупок для личного обогащения".

В начале апреля в сети Нажать появился еще один проект, мобилизующий общество на борьбу с коррупцией и взяточничеством.

"Мы занимаемся учетом взяток по всей России," - заявляет создатель сайта Нажать roskomvzyatka.com Илья Гойхман. На этом сайте все желающие могут оставить информацию о том, как тот или иной чиновник вымогал у них взятку.

Комментируя наметившуюся в последнее время тенденцию к созданию интернет-проектов, посвященных борьбе с коррупцией, Павел Данилин отметил, что в большинстве случаев речь идет исключительно о самопиаре их создателей.

"В 90% случаев мы имеем дело с банальным самопиаром. Людям очень хочется известности, людям очень хочется славы и поэтому они выбрасывают это в СМИ, а не идут с этим в суд", - сказал он в интервью Би-би-си.

По его словам, сегодня доказать в суде участие высокопоставленных государственных чиновников в коррупционных схемах сложно, поэтому общественным активистам проще создать проект в интернете, чем отстаивать свою позицию в суде.

"Что касается высшего чиновничества, безусловно, это сложно, но капля камень точит, никто не хочет камень точить. Никто не хочет быть каплей, всем хочется славы", - резюмировал эксперт.