Кем возомнил себя Аркадий Дворкович?

На модерации Отложенный

Кому много дано – с того и спрос по максимуму. Об этом говорил Владимир Путин в послании Федеральному собранию, касаясь взаимоотношений власти и общества: «Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама вкалывает во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина». Золотые слова! Но что думали о власти россияне, сутками сидевшие недавно в глухой пробке на трассе М10 между Москвой и Санкт-Петербургом?

А ведь за эту дорогу, за эту пробку и подобные ей есть конкретные ответственные лица местного, районного и даже федерального уровня. Включая транспортного куратора, вице-премьера Аркадия Дворковича. Но на трассе почему-то находился совсем другой вице-премьер – Дмитрий Рогозин: вникал в проблему, разбирался с конкретными виновниками, готовил предложения к правительственному совещанию.

Впрочем, чего было ждать от «умненького мальчика» (такое определение прилипло к Дворковичу еще в 1994-м, когда он пришел консультантом в Минфин), который до нынешнего вице-премьерства никогда никем и ничем не руководил, не занимался никаким конкретным делом?

«Моя главная и единственная обязанность – это помогать президенту, – объяснял он американскому тележурналисту Ларри Кингу на предыдущей должности помощника Дмитрия Медведева. – Помогать президенту формулировать и реализовывать решения, которые он принимает». Еще раньше он «помогал» министрам – консультант, эксперт, старший эксперт, советник… Чего же удивляться, что, получив нынешней весной реальную власть над ведущими отраслями российской экономики (промышленность и энергетика, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйства, агропром и т.д.), свежеиспеченный вице-премьер оскандалился на первом же созванном им совещании по топливно-энергетическому комплексу? Оказалось, вице-премьер мало что умеет, попросту – «не тянет». Не понимает и не собирается понимать специфику отрасли…

Примерно так же было и на следующем совещании. И на послеследующем. И послепослеследующем. К вице-премьеру приезжали очень занятые люди, руководители крупнейших государственных и частных компаний. И уезжали ошарашенными со словами: «На кой… ляд мне эти посиделки, где ничего всерьез не обсуждается и ничего не решается?»

Думаете, по прошествии полугода «мальчик» чему-то научился и все пошло иначе? 26 ноября на совещании у Дворковича обсуждались проблемы освоения арктического шельфа – важнейший вопрос для России! И ни по одному из серьезных пунктов не достигли согласия. А 10 декабря вице-премьер Дворкович провел заседание совета директоров компании «РусГидро» с обсуждением вопроса о докапитализации, закончившееся неслыханным скандалом: 5 директоров из 13 подали заявления о прекращении участия в работе совета. Это надо суметь: «продавливая» решение якобы в интересах государства, вице-премьер начихал на закон и поставил под угрозу выполнение указа президента о докапитализации крупнейшего в стране энергохолдинга!

Кем же он себя возомнил? В разговорах о Дворковиче, возникающих в разных местах по разным поводам, все чаще цитируется высказывание известного американского экономиста Линдона Ларуша: «Что делает этот бедняжка Аркадий Дворкович? У него нет понятия о том, что он говорит и что делает на своем месте! Нет представления о действительных жизненных интересах России!.. Он не способен сформулировать настоящие интересы России, совершенно понятные любому, кто понимает мир... Этот господин приехал в Калифорнию, выступил перед Стэнфордской группой, как мы их называем, и высыпал им на головы гору мусора. Вся эта чушь не заслуживает комментариев, но у нее есть стратегические последствия, потому что этот человек официально является одним из главных советников Дмитрия Медведева…»

Напомню, что в кабинете Дмитрия Медведева г-н Дворкович занимает важнейший пост вице-премьера – куратора основных отраслей отечественной экономики, а перед этим четыре года был помощником президента РФ по экономике. Но можно ли припомнить хоть одну его экономическую идею, хоть один проект, который он продвинул и успешно осуществил? Увы…

Процитируем еще раз нынешнее послание Владимира Путина: «Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров…» Уж кому-кому, а специалисту с дипломом МГУ по специальности «экономическая кибернетика» и дважды магистру экономики (Российская экономическая школа и Университет Дюка, США) это должно быть известно лучше всех в правительстве.

Но чем занимается г-н Дворкович – причем с особым старанием? Не высокими технологиями, не развитием малого и среднего бизнеса – локомотивом прогресса во всех развитых странах. А проталкиванием ускоренной «прихватизации» топливно-энергетического комплекса России. Любыми путями, любыми средствами, по любым ценам – желательно не очень высоким. Откуда такое стремление к лаврам Чубайса?

Здесь надо бы вспомнить о супруге вице-премьера Зумруд Рустамовой, которая полтора десятка лет трудилась на госслужбе (последняя должность – зам. министра имущественных отношений), но последние восемь лет зарабатывает миллионы долларов на том, что является «непременным членом» в советах директоров целого букета солидных фирм: «Росгосстрах», АЛРОСА, «Росагролизинг», Магнитогорский металлургический комбинат, аэропорт Шереметьево, Ханты-Мансийский банк, «Полюс Золото», Группа компаний ПИК и т.д. Люди несведущие судачат: мол, хорошо устроился нынешний вице-премьер: протолкнул супругу на непыльные должности – и стрижет купоны.

На самом деле большой вопрос, кто кого проталкивал и кто кому протежирует сегодня. Ибо уже много лет одними из главных рабочих мест Зумруд Рустамовой являются фирмы, принадлежащие миллиардеру Сулейману Керимову,  очень авторитетному бизнесмену, обладающему огромными лоббистскими возможностями. И в печати уже не раз проскальзывали предположения, что «приватизационные хлопоты» Аркадия Дворковича в случае успеха могут принести большой доход именно Керимову.

Впрочем, у Дворковича есть и другие полезные знакомые и даже друзья, из которых наиболее известным является владелец группы компаний «Сумма» и тоже миллиардер Зиявудин Магомедов – однокурсник по экономфаку МГУ. «Мы с ним (Дворковичем) знакомы со студенческих времен и дружим до сих пор», – охотно рассказывает сам Магомедов. Но тут же оговаривается: «Помогает ли Дворкович в бизнесе? Нет. В бизнесе я сам себе помогаю».

Однако, судя по многим публикациям, пути друзей часто пересекаются именно в сфере бизнеса, после чего «Сумма» растет как на дрожжах. Например, недавно эта группа стала владельцем 50% минус одна акция Объединенной зерновой компании (ОЗК) – крупнейшей российской структуры, отвечающей за интервенционные зерновые фонды страны.

Конкурентов на приватизационных торгах ожидалось много – агрохолдинг «Кубань», аффилированный с группой «Базэл» Олега Дерипаски, поволжская компания «Биотон» и даже один из крупнейших мировых агротрейдеров – американская Bunge Ltd. Но их почему-то отстранили от участия в конкурсе, а жалобы, поданные в правительство РФ, остались без ответа.

Другой пример: в конце нынешнего лета вице-премьер Дворкович посещал Якутию – вроде бы решал там вопросы «комплексного развития производительных сил». После чего в якутской прессе появилась информация: Группа
«Сумма» намерена продать принадлежащую ей Якутскую топливно-энергетическую компанию (ЯТЭК) – основное газодобывающее предприятие Якутии и единственного поставщика газа в регионе. Здесь надо бы знать, что ЯТЭК – бывший «Якутгазпром» – был куплен структурой Зиявудина Магомедова в 2005 году ориентировочно за 620 млн рублей – с целью дальнейшей перепродажи. А ныне, по информации интернет-газеты «В Якутии.ру», Группа «Сумма» предполагает реализовать этот актив за… 1 млрд долларов. Причем покупателем за такие бешеные деньги должна будет выступить Республика Саха (Якутия), на которую... «сильно давят».

Подобных примеров можно приводить немало. Вот так «вкалывает во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина» Аркадий Дворкович, один из самых высокопоставленных чиновников России. Вопрос лишь в том, кто, как и когда спросит с него?

Дмитрий Смоленский

Читайте также

<dl class="search-results node-results">Жуткая пробка на трассе М-10: почему водители оказались на обочине жизни?Новый тандем во власти: кто заменит Дмитрия Медведева?</dl>