Гастарбайтер vs Россиянин

На модерации Отложенный

В Томск прибывают таджикские гастарбайтеры. Муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» на 2013 год получило в УФМС согласование на привлечение 250 человек. Директор МП "Спецавтохозяйство" заявляет, что постоянно есть свободные вакансий дворников и уборщиков, и сейчас в наличие около 50-ти. Кроме того, директор утверждает, что производительность труда гастарбайтеров намного выше, чем у местных жителей, да и текучки кадров у него с приезжими не будет.

Приглашенным из Таджикистана дворникам и уборщикам полагается заработная плата 16 тыс.рублей. Дополнительно, организация взяла на себя обязательства оплачивать проживание иностранных работников в общежитии. Таким образом, с учетом расходов на проживание, пенсионных взносов, ежемесячно, иностранцы обходятся муниципальному предприятию в 25 тыс. рублей каждый. По расходам это соответствует принятию с полным социальным пакетом на работу местного жителя с заработной платой под 20 тыс. рублей. Это хорошая зарплата для дворника, гораздо выше чем зарплата цехового рабочего в Томске, можно сказать, что это уровень зарплаты участкового терапевта.

При этом в самом г.Томске, как и везде, есть безработные, а средняя заработная плата дворников составляет 7-9 тыс.рублей в месяц. Думаю, что за 16 тыс.рублей люди бы пошли работать. Такое же мнение выражают томичи на местных Интернет-форумах. Только в свободном доступе вакансий дворников, уборщиков с зарплатой в 16 тыс.рублей в Томске нет, в том числе и на официальных порталах службы занятости, в том числе и от вышеназванного муниципального предприятия.

Возникает вопрос, почему не предложили эти вакансии местным жителям, зачем понадобились «привозные», и кому и какая от этого выгода.

Уж если сложилась на местном рынке «цена» труда дворника, уборщика в размере 7-9 тыс. рублей, то никто не будет за неё давать двойную цену. Есть такое такое проявление экономических законов. \

Например, киргизка, работница клининговой компании, убирающей наш офис, как то сказала мне, что при заявленной зарплате в 15 тыс.рублей, она никогда не получала больше 7 тыс.рублей. Уменьшение выплат объяснялось системой штрафов за плохую работу. И нет оснований ей не верить, поскольку вскоре она с радостью сообщила мне, что нашла хорошую работу. Сейчас она   моет какую-то харчевню за 300 рублей в день, которые ей сразу отдает хозяин этой забегаловки. Так что, за месяц 9 тыс. рублей как раз набегает.

Насчет трудоустройства сограждан, поинтересовалась у продавца-таджика с местного базарчика, у которого я уже несколько лет покупаю фрукты-овощи.   На что он мне кратко ответил, что 7-9 тыс. рублей в месяц на руки и оплата работодателем проживания – это отлично! И хотя таджики по прибытию и сдали экзамен по русскому языку, они всё равно читать и писать на русском не умеют. Поэтому деньги им выдаёт бригадир - таджик, и если требуется, показывает где поставить подпись.

Вот тебе и выгода! С 250 таджиков - дворников за месяц можно без особого труда «отдоить» 1 млн. рублей наличности, что гораздо выгоднее торговли или содержания дойного стада на 250 голов. Рисков практически никаких, таджики бессловесны и подчинены внутренним правилам жестко регламентированной национальной группы.

Если предпринимательский интерес к гастарбайтерам мне понятен, то логику родного государства я понять не могу. В первую очередь государство заинтересовано в создании и сохранении хорошо оплачиваемых рабочих мест для своих граждан. И государству гораздо выгоднее «затащить» в трудовой процесс не занятое, безработное население, чем годами платить этим людям социальные пособия из бюджета.

Так где логика УФМС, которая дает разрешение на привлечение иностранной рабсилы под оплату труда и вакансиям, что не доступны россиянам?

В результате, на рынке труда складывается порочный замкнутый круг. За счет привлечения гастарбайтеров опускается до минимума и блокируется рост оплаты труда по определенным профессиям. Россияне, в том числе и квалифицированные работники, покидают, а правильнее сказать выдавливаются с данного рынка труда, пополняя ряды безработных, либо трудоустроенных, но с потерей квалификации и части заработка.

Особенно противно, когда государство, на таких условиях, за бюджетные деньги создает рабочие места под иностранную рабсилу, примеров — море. Начиная от саммита АТЭС во Владивостоке и заканчивая подготовкой олимпиады в Сочи. И это не конкуренция на рынке труда, это беспредел, который надо прекращать.

Для того что бы государство, бизнес-сообщество начало ценить россиянина, вкладываться в повышение его рабочей квалификации, как не парадоксально, надо сделать «очень дорогим» труд гастарбайтеров с низкой квалификацией, согласных работать за еду. Например, установить ежемесячный 100% социальный платеж работодателя от зарплаты иностранного работника в бюджет (внебюджетные фонды), но не выше 2-х прожиточных минимума по региону.

Иллюстрирую. При таком раскладе за дворника из Таджикистана с заявленной заработной платой 16 тыс.рублей МП «Спецавтохозяйство» заплатило бы социальный взнос не на уровне 4 тыс.рублей, а много больше. При прожиточном минимуме в Томске 7080 руб в месяц, это бы составило 14160 рублей на человека, чуть меньше 100% от зарплаты. Для муниципального предприятия г.Томска фонд оплаты труда на одного дворника в размере 35 тыс.рублей — это уже большой вопрос и хорошая проверка. А для частного предприятия это выбор, либо недолго воровать у себя любимого, либо найти других работников, подешевле, либо заняться техническим перевооружением производства.

Вот такой подход с двойным ограничением (иностранец, квалификация) кажется мне разумным. При оплате труда квалифицированного специалиста на уровне зарплаты в 45-50 тыс. рублей, иностранец обойдется работодателю по «цене» россиянина. И я не буду возражать, если классный профессор — иностранец будет читать в нашем университете лекции за «заоблачную» зарплату при мизерном социальном взносе в 14160 рублей.

И я не буду возражать, если уплаченные работодателем социальные взносы за иностранных работников будут в полном объеме идти на выплату иностранцам   заработанных в России пенсий, оплату медицинских страховок, судебной защиты, расходов на депортацию и содержание нелегальных мигрантов. Если честно, о них у меня голова не болит, мне россияне дороже.