ЕС наказывает строптивых

На модерации Отложенный История сыграла злую шутку с Польшей и Украиной

Алексей Заквасин

Еврокомиссия грозит ввести против Польши санкционный режим за несоблюдение демократических норм. Варшава попала в немилость после прихода к власти консервативной партии «Право и справедливость», которая принялась закручивать гайки в судебной системе и СМИ.

В конце декабря 2015 года Конституционный суд Польши был лишен права аннулировать решения сейма и президента простым большинством голосов и при кворуме 9 судей из 15. Чтобы воспользоваться правом вето, Конституционному суду требуется две трети голосов при кворуме 13 из 15 судей. Вдобавок президент Польши Анджей Дуда назначил в высшую инстанцию лояльных консерваторам судей.

Как сообщает Financial Times, 1 июня Еврокомиссия предупредила руководство Польши в недопустимости реформы Конституционного суда. «Брюссель дал негативную оценку соблюдению верховенства права в Польше, что может привести к введению Еврокомиссией санкций против Варшавы в том случае, если она откажется отменить спорные изменения в польском Конституционном суде», — пишет британская газета.

Недемократичный Дуда

В Варшаве делают вид, что ничего экстраординарного не происходит, но, по сути, польский истеблишмент игнорирует окрики из Евросоюза. На прошлой неделе премьер-министр Беата Шидло заявила, что Польша сама разберется с проблемой без вмешательства извне. 2 июня министр иностранных дел страны Витольд Ващиковский подчеркнул, что письмо Еврокомиссии Варшаву «ни к чему не обязывает».

«Это внутренние предписания комиссии, которые нас ни к чему не обязывают, это не процедура наказания Польши… Трактуем этот документ как мнение, как предложение, он может быть взят во внимание парламентариями, которые работают над изменением закона, связанного с Конституционным судом, может, но не должен», — дипломатично выразился Ващиковский.

Конфликт между Варшавой и Брюсселем продолжается с января 2016 года. Руководство ЕС опасается, что с помощью судебной реформы Дуда будет проталкивать через парламент законы, направленные на укрепление его личной власти. На фоне миграционного кризиса, конфронтации с Россией и роста евроскептических настроений Польша заметно развернулась вправо. Резкая реакция Еврокомиссии вызвана принципиальным нежеланием Варшавы подчиняться предписаниям «сверху».

 

Видимо, в Брюсселе осознают, что если позволить режиму Дуды проигнорировать сейчас мнение Еврокомиссии, то в будущем польские консерваторы станут неуправляемыми и будут срывать европейские инициативы под предлогом несоответствия «национальным интересам». Но с точки зрения Старой Европы, Польша все чаще дерзит и превращается в хулигана.

На сегодняшний день максимум, что может грозить Варшаве — это приостановка права голоса в Совете Европы и в других институтах Евросоюза. О введении более серьезных ограничительных мер речь пока не идет. Тем не менее сам факт введения санкций будет символичным моментом в отношениях с Польшей и однозначно усилит раскол в Европе. Для Варшавы разрыв с ЕС будет означать похороны великодержавных амбиций, которые она питает последние 15 лет.

Тайные тюрьмы СБУ

Еще одной головной болью Старой Европы является Украина, которую уже не спасает имидж жертвы «российской агрессии» и форпоста цивилизованной Европы перед нашествием «путинских орд».

Помощник генсека ООН по правам человека Иван Шимонович сообщил The Times, что Служба безопасности Украины (СБУ) причастна к систематическим пыткам людей, симпатизирующих ДНР и ЛНР. Данная информация будет изложена в 14-м докладе мониторинговой миссии ООН по наблюдению за правами человека на Украине.

На прошлой неделе делегация подкомитета ООН по предотвращению пыток была вынуждена прервать свой визит на Украину, начавшийся 19 мая. Представители киевских властей не пустили международных чиновников в районы, где СБУ может незаконно содержать под стражей людей. Шимонович считает, что там могут находиться пять секретных центров, в застенках которых томятся невольники.

Представитель ДНР в Минской контактной группе Денис Пушилин считает, что в тюрьмах СБУ в нечеловеческих условиях находятся тысячи невиновных граждан, осужденных за посты в соцсетях и проявление инакомыслия. Для их освобождения необходим закон об амнистии (одно из требований Минских соглашений), который Верховная рада до сих пор не приняла.

Медиаэксперт Анатолий Шарий (получил убежище в ЕС в 2012 году) считает, что постмайданный режим ведет себя гораздо жестче, чем власти при Викторе Януковиче. С помощью административных и репрессивных мер задавливается любое проявление инакомыслия в виде симпатий к «сепаратистам» или к России. Сотни журналистов и обычных граждан сидят в тюрьме, а наиболее ярые противники Майдана были убиты. Более того, политики и СМИ открыто поддерживают насилие в отношении инакомыслящих, даже если они беззащитные пенсионеры.

При этом в Киеве бесконечно твердят о том, что Украина полностью разделяет европейские ценности и стоит на страже свободы слова. С невероятной назойливостью украинское руководство добивается внимания Брюсселя, доказывая, что Украина может быть полноправным членом «европейской семьи». Однако результаты голландского референдума по ассоциации Украины с ЕС вполне красноречиво демонстрируют желание Старой Европы дистанцироваться от восточного соседа.

Drang nach Osten

История, наверное, сыграла злую шутку с Польшей и Украиной, которые были наиболее пламенными сторонниками санкций против России. В результате они сами попали в немилость ЕС. Однако Брюссель также оказался в глупой ситуации. После распада СССР Старая Европа объявила своего рода Drang nach Osten («Натиск на восток» — немецкое клише середины и конца XIX века), стремясь вовлечь в орбиту влияния страны бывшего соцлагеря. Наряду с другими постсоциалистическими государствами в достаточно спешном порядке 1 мая 2004 в ЕС была принята Польша.

Проявляя лояльность, руководство республики рассчитывало занять центральное место в политической иерархии ЕС, и теперь этим планам не суждено сбыться. Последние годы в качестве «послушного» партнера в «европейскую семью» рвется Украина, но в Брюсселе, видимо, уже давно поняли, что эта страна станет бомбой помощнее Польши. Сейчас отношения Старой Европы с Варшавой и Киевом зашли в тупик. Ведущие государства ЕС во многом пожинают плоды, которые сами же и посеяли.