Папесса Иоанна

На модерации Отложенный

Папесса Иоанна

Легенда гласит, что однажды пост папы Римского заняла женщина. Случилось это якобы в середине 9 века, она взошла на приестол под именем Иоанн 6 и была убита толпой во время праздничной процессии через Рим, поскольку ее угораздило как раз там, на глазах у всего честного люда, произвести на свет ребенка. Доказательств легенды нет (иначе это был бы факт, а не легенда), есть только некие указания, так сказать косвенные улики.

Первая улика состоит в том, что процедура выборов Папы Римского якобы предусматривает, что конклав джолжен непосредственно убедиться в принадлежности кандидата к мужскому полу. В подтверждение этой улики предъявляется некий стул с дыркой в сидении, действительно хранящийся в Ватикане. На это стул якобы якобы сажают кандидатов и специально назначенный для этого кардинал путем прощупывания удостоверивает половую принадлежность. Как процедура описана в литературе, это полная чушь. На самом деле стул с дыркой это туалет, который в построенном в средневековьи Ватикане использовали еще и в 20 веке. Сейчас там, как и везде, нормальная канализация, включая разумеется и личные папские покои. Знаменитая Сикстинская Капелла, где происходят заседания конклава, выбирающего папу, тоже имеет свой санитарный узел, поскольку выборы могут продолжаться сутками и все это время покидать помещение запрещено. Так что стул переправили в музей. Кстати, раньше, после того как один конклав продолжался ни много ни мало как полтора года, кардиналов в Капелле замуровывали (т.е. действительно закладывали вход кирпичами) и оставляли внутри без еды и воды, пока они не выберут нового папу. Сейчас просто запирают дверь и еду, вроде бы, доставляют, просовывая через специальное окошко. Кроме того, в расписанном Микеланджело потолке Капеллы имеется дырка, куда просовыают трубу от специальной печки, предназначенной для сжигания бюллетней голосования. Пока из трубы идет черный дым, это знак, что пару еще не выбрали, а белый дым означает, что выбор свершился. Раньше это было знаком, что каменную кладку можно разобрать и выпустить кардиналов на свободу, причем некоторых приходилось выносить, настолько они ослабевали.

 

Второй уликой является свидетельство записного врага католицизма, Лютера. В застольных беседах он упоминал, что видел в Риме памятное место посвященное Иоанну 6, якобы то самое, где она разрешилась от родов и была убита. Лютер расказывал, что когда он был в Риме паломником, там стояла статуя Иоанна 6.

Место существует и по ныне, хотя имя папы Иоанна 6 там уже и не значится, официально это просто одно из многих мест, посвященных Деве Марии. Что любопытно, все крестовые шествия, устраиваемые в Риме, обходя прочие места почетания Богоматери, какраз во круг этого делают большой круг, ни одно не проходит мимо. Стоящая там статуя Девы Марии действительно отличается от большинства прочих изображений, поскольку она изображает ее в церковном облачении, что хотя и редкость, но все таки и не полное исключение.

Многие думают, что статуя и есть изображение Иоанна 6, только перекрашенное.

 

Третяя улика это средневековые летописи. В официальных папских списках Иоанн 6 разумеется значится, но его женская сущность разумеется отрицается. Однако в некорых средневековых хрониках Иоанн 6 называется именем Джованни Фемина, т.е. Иоанн Женщина.

 

Четверная улика это приговор суда над Яном Гусом. Когда на Соборе в Констанце судили Яна Гуса, ему было предъявлено 50 обвинений. Суд признал его виновным п 49 пунктам. Единственный пункт, по которому он не был признан виновным, было утверждение Яна Гуса, что конклав кардиналов не является непогрешимой инстанцией. В качестве доказательства того, что конклав может ошибаться, Гус приводил именно легенду о папессе Иоанне. Это говорит по крайней мере о том, что сами судьи вполне верили в истинность легенды.

Кстати, возможно во избежание подобных казусов уже в 20 веке католической церковью был принят догмат о непогрешимости пап Римских, качество во истину божественное.

Сама легенда состоит в том, что дочь некоего английского миссионера, жившего в Германии в Майнце пошла в мужской монастырь, поскольку желала учиться. По легенде, ее отец был этакий деспот, считавший женщин второсортными существами, для которых даже умение считать было излишней роскошью и даже грехом. То, что духовное лицо имело ребенка, говорит о том, что отец Иоанны не имел официального сана. Не даром он назван миссионером, а не священником. Очевидно, он был приверженцем даже и для средневековья слишком уж праворадикальных взглядов. Однако в 9 веке уже существовали женские монастыри, хотя уровень культурной работы в них был пониже, чем в мужских. Вероятно, девочке хотелось побыстрее смыться из дому, пока ее не забили окончательно, а женского монастыря могло просто не оказаться по близости.

Вероятнее всего, она была из тех женщин, что похожи на мужчин. Это бывает, как известно. Выполняя монастырские правила, она вполне могла не вызвать никаких особых подозрений. Совершенно очевидно, Иоанна обладала характером карьериста. От монастырского послушника в Майнце до Папы в Риме путь не близкий. Что бы пройти его, нужна железная целеустремленность, ум и хитрость. На вершину карьеры не заберешься без борьбы, интриг и дисциплины. В сане Папы Римского Иоанна 6 провела 2,5 года. Это говорит о том, что грех, приведший к беременности, она совершила уже находясь на троне. Странно, что человек, неизбежно проявивший волю, ум и хитрость при достижении своего положения, допустил такую глупость. Конечно, мы знаем массу примеров, когда люди, достигнув высот карьеры, власти и богатства, что называется пускались во все тяжкие. Но дело в том, что сохранившаяся в легенде народная молва отзывается о Иоанне 6 как раз весьма положительно, выделяя его из целого ряда развратников и мздоимцев, которые позорили собой Папский Престол в средневековьи.