Друг Израиля. Подробности о подвиге Шарля Азнавура и его семьи
На модерации
Отложенный
Спасшись от геноцида армян в Турции, семья будущего великого шансонье Шарля Азнавура дала слово помогать всем страдающим от репрессий.
Во время Второй мировой они спасли в Париже десятки евреев — как и десятки армян, поляков и русских. Получая в Израиле медаль Рауля Валленберга, Азнавур заявил: «Признай весь мир геноцид армян, Холокоста могло и не быть».
Нет, он не еврей. И попал в еврейскую историю исключительно благодаря тому, что его семья во время оккупации Парижа укрывала их в своём доме. Не только евреев, кстати. Сами Азнавуры приехали во Францию в 1922 году после длинного и драматичного побега от сторонников Талаат-паши и его товарищей, которые возглавили резню армян в Турции в 1915 году. Событие, названное геноцидом армянского народа, до сих пор неоднозначно расценивается политиками и гражданами разных стран. Но именно это трагическое событие привело семью Азнавура к более глубокому пониманию Холокоста и стремлению укрывать у себя дома всех страдающих от режима: евреев и армян, поляков и русских.
Его мать называли турчанкой, хотя она была армянкой, рождённой в Турции. Точно так же, как Азнавура называют французом и даже одним из главных символов культуры этой страны, хотя он армянин, рождённый во Франции. Отец тоже был армянином, но родился в Грузии, где на армян гонений не было. Геноцид в их семье не воспринимался как трагедия целого народа. Азнавур повторяет в интервью, что дома эта история рассматривалась исключительно как горе семьи его матери. Но, несмотря на пережитое, мать не стремилась воспитывать в детях ненависть к Турции, наоборот — всегда восхищалась красотой турецких женщин, их умением устраивать быт, ну и кухней, разумеется.
«Я родился на исходе путешествия по аду, там, где начинается рай, называемый эмиграцией», — написал Азнавур в одной из своих автобиографических книг.
Во Францию его родители прибыли в надежде добраться до Америки, но в итоге целый год с момента прибытия обивали пороги городской префектуры, пытаясь как-то прояснить свой гражданский статус. Несмотря на то, что к началу 20-х годов прошлого века во всей Франции проживали порядка 50 тысяч армян, в Париже мало понимали, кто они такие. «Так вы русские, евреи или арабы?» — этот вопрос очень часто слышал отец Азнавура из окошка, в котором сидел исполнительный представитель префекта. Но Париж есть Париж, и от бессмысленной и нервной толкотни в коридорах префектуры спасала красота города и его разношёрстность. Среди соседей Азнавуров были поляки, итальянцы, русские, евреи и армяне, конечно же. Друзья по «беглянскому несчастью» главные новости о своей эмигрантской доле получали в основном друг от друга.
К моменту появления на свет будущей звезды французского шансона его родители уже передумали уезжать из страны, несмотря на то, что их виза в США была готова.
Его хотели назвать Шанур, но медсестра совсем не поняла, что это значит — Шанур, и записала мальчика Шарлем. День его рождения совпал с ещё одним знаменательным событием в истории семьи. Его дед по отцовской линии, бывший поваром при губернаторе Тифлиса, самостоятельно, с большими приключениями добрался до Парижа. 22 мая 1924 года он открыл небольшой ресторан в Париже на улице Шамполион. Позже отец Шарля тоже открыл свой ресторанчик кавказской еды. Шарль Азнавур утверждает, что это были одни из первых ресторанов русской кухни в Париже, хотя есть, конечно, подозрение, что он преувеличивает.
Артистом Шарль стал в составе передвижной театральной труппы, к которой примкнули его родители. Выступления всегда давали в разных местах — то в зале Научного сообщества неподалёку от театра «Одеон», то в зале «Йена», рядом с одноименной станцией метро. Исключительные в своей любительщине постановки, надо полагать: актёрами были преимущественно эмигранты, их жены расписывали декорации и шили костюмы. Дети всех сопричастных росли при театре. Однажды маленький Шарль заигрался у края сцены, как вдруг занавес поднялся. Он быстро нашёлся и начал читать стихотворение на армянском. За кулисами у артистов был шок, а зал, умилённый трёхлетним чтецом, ни слова не поняв из прочитанного им, аплодировал.
Признание пришло чуть позже, в 1933 году, когда на детском прослушивании в театре «Пти Монд» он исполнил номер, который французы, конечно же, назвали «русский танец». С прослушивания они с матерью возвращались с опущенными головами — казалось, комиссия осталась безучастной. Но вскоре на их домашний адрес пришло письмо с приглашением на выступления и суммой будущего гонорара. Признанием, по словам Азнавура, это было ещё и потому, что письмо начиналось словами: «Дорогой маленький кавказец».
В 1936 году коммунистическая партия Франции организовывала пикники, которые посещало семейство Азнавуров. Отец там пел, Шарль со своей сестрой Аидой танцевали и тоже подпевали. Кроме речей и песен, тамошней традицией была демонстрация советского кино. Это сейчас Азнавур понимает, что просмотренные в то время «Юность Максима», «Броненосец “Потемкин”», «Ленин в Октябре» и «Стачка» были чистой пропагандой — тогда он смотрел их как произведения искусства, очень верил в победу Красного Октября и установление его правды над миром. Там же Азнавуры познакомились с Мисаком Манушяном — активным членом Союза армянской молодёжи Франции и французской коммунистической партии впоследствии. Это знакомство и привело Шарля Азнавура к награде израильского правительства за заслуги перед евреями, которую он получил в конце октября.
Его отец записался во французскую армию, семья проводила его на Аустерлицком вокзале. На прощание он велел ни за что не покидать Париж. С началом оккупации город опустел на окраинах, хотя в центре жизнь всё ещё бурлила. Помогая матери раздобыть какое-то пропитание, Шарль выменивал у оккупантов разные припасы на еду, торговал газетами, бракованными чулками, купленными где-то по случаю, собирал с друзьями брошенные велосипеды в надежде, что, когда восстановится мир, они перекрасят их и продадут. Он тогда уже рассуждал как француз и писал о временах наступления немцев: «Они пришли нас завоевать, приобщить к цивилизации, высветлить наши волосы и глаза, чтобы мы лучше вписывались в идею чистоты расы, которую они отстаивали. Люди застывали вдоль тротуаров, мужчины и женщины плакали, глядя, как колонны чужеземных войск топчут, оскверняют землю нашей столицы. Возвращались домой, низко опустив головы, проклиная лживую политику правительства».
Вдруг каким-то вечером на пороге дома появился его заросший и всклокоченный отец, которому чудом удалось бежать от немцев накануне пленения его отряда. И вскоре в дом стали приходить члены «группы Манушяна», теперь уже входящей и в состав французского Сопротивления. В его группе были поляки, итальянцы, французы, венгерские, немецкие и польские евреи — почти все они впоследствии были казнены. Семья Азнавуров оказывала посильную помощь, пряча у себя евреев, скрывавшихся от преследования самих участников Сопротивления, русских и армян, которые были насильно завербованы в вермахт и умудрились дезертировать. Они заходили в их дом на улице Наварен, облачённые в военную форму, а выходили в гражданском — задачей Шарля было избавиться от оставленной беглецами формы. Несколько раз наведывалась французская полиция, но хозяев всякий раз успевали предупредить об этом друзья или соседи. А после визита гестаповцев отцу пришлось бежать в Лион к родственникам, чтобы отсидеться там, пока всё уляжется. Шарль так и не узнал ни имён людей, которым оказывал помощь их дом, ни их дальнейшей судьбы.
Возможно, эти воспоминания так и остались бы на страницах мемуаров Азнавура, если бы не медаль Рауля Валленберга, которую ему и его сестре Аиде решили вручить в Израиле в конце октября этого года.
«Эта престижная награда является символом признания усилий семьи Азнавур: матери Кнар, отца Миши и их дочери и сына, которые в темные дни нацистской оккупации во Франции помогали тем, кого преследовали нацисты», — говорится в сообщении Международного фонда Рауля Валленберга (IRWF).
Он был искренне благодарен президенту Реувену Ривлину, который лично вручал её ему, но не смог воздержаться от вопроса: «Почему вы не признаёте геноцид армян, когда сами пострадали от нацистского режима?»
Ривлин ответил, что это вопрос политический, и несмотря на то, что сам он признаёт трагедию армянского народа, вынужден уважать решение парламента Израиля, который теряется в точности формулировки для определения произошедшего в 1915 году кровопролития в Турции. После награждения в Иерусалиме делегация направилась в Тель-Авив, а по дороге возле поселка Неве-Шалом высадила оливковые деревья в память обо всех евреях и армянах, погибших от тирании.
Комментарии
Хоть один еврей спас хоть одного не еврея,когда тому угрожала опасность от евреев?
Что там говорят тора и талмуд про то,что должен делать "добропорядочный" и "гуманный" еврей,когда "гой" в опасности??
Правильно.Спасшего тебя "гоя" отблагодари черной неблагодарностью.И будешь богу угоден.
По поводу Азнавура - он не забывал про свои корни, таких как он, сейчас мало. Спасибо ему
А сайт еврейский, да и фиг с ним, есть много форумов поинтересней.
Жил бы он в России,имел бы иной взгляд на евреев.
А вот ты хоть спас за всю жизнь хотя бы одного сооттечественника?
Когда евреи устраивали погромы русским, были такие, которые прятали русских у себя в синагоге...
Но спасти удалось немногих...
Еврейские черносотенцы вытаскивали русских из подвалов и продавали их органы хохлам)))
__В результате октябрьской соц.революции никто к праотцам не отправился.
__Штурм Зимнего дворца был практически бескровным, а арестованных членов Временного Правительства отпустили по домам через несколько дней.
__Мало того, Советская власть устанавливалась в подавляющем большинстве регионов без каких-либо силовых методов, просто явочным порядком.
__Другое дело, что не всех это устроило, и кое-кто другой начал с большевичками войну. Не они.
Комментарий удален модератором
Из чего такой вывод, дорогой Волохуалий?
Комментарий удален модератором
Да еще и провокация с чехословацким (австро-венгерским) корпусом.
Сейчас схема с ростовщиками (банкирами) повторяется.
Выстроили реально ЖИДОВСКУЮ экономику.
По этой теме имеется довольно обширный материал.
У "избранных" есть деньги. А если не дурак. то пойди и возьми деньги, если их у тебя нет у тех у кого есть.))) Логика примерно такая. Иначе все застоится и не будет развития.
__С марта по сентябрь 1917 года по амнистии было выпущено около 100 тысяч заключённых, включая тех, кто сидел по тяжким уголовным статьям.
__Но амнистии эти были провозглашены Временным правительством, а не большевиками.
_Как и погромы, которые начали происходить задолго до прихода большевиков к власти (напр. 2 сентября в 1917 в Бахмуте Екатеринославской губернии, где местные жители и солдаты совершили налёт на жел.дор.состав. Тогда же погромы произошли в Житомире, Одессе, Харькове и Остроге Волынской губернии)
https://www.youtube.com/watch?v=qGDX5LQAaTM
Нам трудно сейчас точно указать его цели. Сам он говорил, что его цель - всемирная революция, судя по его действиям, -
-- его цель была удерживать на российском фронте существенные германские силы, чтобы облегчить действия Антанты, и, одновременно, убрать Россию из группы Держав-Победителей как бенефициара Первой мировой.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Если русский Александр Степанов считает это основанием для того, что бы убивать женщин и детей, то это его личная проблема.
-
Может приведёте ссылку на документы (а не статью журналиста) об этих 80 тысячах, то я приму Ваши данные и буду сам писать об этом.
А пока я набрал "Ыгдыр, 80 тысяч убитых" и НОЛЬ результатов.
-
А пока могу сделать вывод - какой-то армянин обидел чем-то лично Вас, и Вы вымещаете личную обиду на народе, хотя возможно достаточно умны и культурны, что бы не переводить личную обиду из-за какого-то мерзавца.
А может быть Вам платят за подобные комментарии? А?
Согласен, если вы признаете, что Франция, Бельгия, Германия, Швейцария, Швеция, Канада, Дания, Австрия, ... - относятся к "не имеет ничего кроме цепей",
Нищие страны - это точно????
Вы подумали прежде написать такой ответ?
Нельзя руководствоваться эмоциями или личной неприязнью
Комментарий удален модератором
Многословие - как бы это помягче сказать. Лучше переведу огонь на себя, на мои предпочтения.
Предпочитаю краткость, ёмкость.
Можете, ответьте кратко, без потери смысла, а если не сможете, то что делать.
Есть надежда, что научитесь
Удачи Вам
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
- Берегите евреев.
- Они его спрашивают: "Почему, почему?"
- Их перебьют за вас возьмутся.