20 лет реформ нанесли сокрушительные удары по всем ступеням российского образования
На модерации
Отложенный

В конце октября в Общественной палате состоялся очень важный круглый стол под названием «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования», на котором ученые и преподаватели в большой буквы подвели неутешительный итог 20-летке либеральных реформ в российском образовании. На нем ярко и обстоятельно выступил профессор кафедры математического анализа РГПУ им. А.И. Герцена, заместитель директора Президентского Физико-Математического Лицея № 239 Санкт-Петербурга, заслуженный учителя РФ Сергей Евгеньевич Рукшин. В продолжение темы [url="http://katyusha.org/view?id=10775"]грядущей аттестации вузов [/url] по лекалам ректора ВШЭ г-на Кузьминова, РИА «Катюша» приводит наиболее интересные выдержки из выступления Рукшина.
О последствиях введения ЕГЭ
«В 2014 году форум Общероссийского народного фронта, который посетил президент Владимир Владимирович Путин, впервые дал оценку изменениям в обществе, которые произошли в свете реформ. Поэтому я буду учитывать как результаты опроса, который провел тогда комитет по общественным проектам Администрации президента, так и результаты опросов, которые произошли сейчас.
ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу, служить основанием для получения образовательных кредитов. Хочу напомнить, 20 лет назад нам обещали, что по результатам ЕГЭ будут даваться кредиты на полную или частичную оплату образования, к сожалению, обещанных сертификатов так и не появилось, про них благополучно забыли.
Справился ли ЕГЭ с коррупцией? Нет. Он ее убрал из приемных комиссий вузов, но переместил затраты родителей и коррупционную составляющую совершенно в другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад. Не буду приводить всем известную ситуацию, когда директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Елена Низиенко в течение пяти лет выдавала документы строгой отчетности победителей финалов всероссийских олимпиад тем, кто в них даже не участвовал. Это в прошлом, но сейчас имеют место страшные факты, когда вузы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников.
Но все это мелочи. ЕГЭ все-таки требует в нынешнем его варианте приезда, потому что человека зачисляют на основании личного заявления по итогам первой, второй и так далее волны.
И это все меркнет по сравнению с тем влиянием, которое ЕГЭ оказал на институты образовательные, на саму среднюю школу и на вузы. Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начнется тотальная подготовка к экзамену вместо прохождения школьных программ. Что касается вузов, теперь вузы не имеют права выбирать себе контингент, за который отвечают. Это очень странная ситуация, когда тот, кто отвечает за качество подготовки специалистов, не имеет никакого влияния на право выбирать себе, если угодно, человеческое сырье для подготовки этих специалистов. Таким образом, больше всего страдают региональные вузы и исчезает целевой контингент. Человек поступает не туда, куда хотел, о чем мечтал всю жизнь, а туда, куда по баллам ему удастся поступить. И, безусловно, эти факторы нуждаются в тщательном анализе».
Об уничтожении единого образовательного пространства
«Реформы фактически уничтожили единое образовательное пространство страны. Перейти из одной школы в другую – большой труд. Нет согласованности учебников, отсутствие единого по срокам графика прохождения материалов, люди становятся заложниками разных программ.
Приведу только один пример, хорошо известный коллегам: в учебниках академика Никольского и в учебнике под редакцией Виленкина в 5-м и 6-м классе переставлены местами разделы про обыкновенные и десятичные дроби. Поменяв школу, ребенок может либо два года проходить десятичные, не узнав об обыкновенных, либо наоборот. Поэтому это не так смешно или невесомо, как иногда кажется».
Об угрозе уничтожения педагогики
«Сам факт закрытия (у нас закрыто и перепрофилировано более 40 педагогических вузов) означает не просто неуважение к профессии, а отрицание самостоятельного статуса педагога по какому бы то ни было предмету.
Преподаватель математики – это не плохой математик. Преподаватель русского языка и литературы – это вовсе не человек, который закончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию и так далее.
Во всяком случае, сейчас под угрозой педагогическое образование, статус педагогического образования понизился, и сейчас мы действительно переходим к ситуации, когда бакалавров, закончивших педвузы, директора крайне неохотно берут на работу из-за того, что они, зная математику, совершенно не знают методики преподавания.
Социальный статус учителя также снизился. Учитель, замордованный высокими нагрузками, совершенно не профильными занятиями вроде заполнения бумажных и электронных документов, фактически превратился в человека, который оказывает образовательную услугу и может в любой момент быть наказан родителями, учениками, администрацией школы за мельчайшие отклонения».
Развал высшего образования в регионах
«Реформа образования больно ударила по региональным вузам. Дело не в том, что она работает как пылесос, вытягивая из регионов России лучших выпускников в столичные вузы. Можно бы считать это благом, если бы далее многие из этих выпускников не отправлялись за границу, а оставались в стране, и если бы значительное число специалистов, получивших прекрасное образование в лучших вузах, возвращалось в регионы. Я беседовал несколько раз с ректором Ухтинского горно-политехнического института (Ухтинский государственный технический университет) – не едут лучшие обратно. Если выпускник московской «Губки» (Российский государственный университет нефти и газа) и Петербургского горного института (Санкт-Петербургский горный университет) и поедет на шахту, в разрез или нефтяное месторождение, то главным инженером, а не сменным или буровым мастером. Таким образом, разрушение региональных вузов сильно влияет на региональную экономику. Региональным вузам существенно угрожает и намеченная реформа аттестации и аккредитации вузов, по которой их планируется разделить на три категории».
Плоды перехода на болонскую систему
«Следующей болевой точкой, безусловно, является болонская система. Напоминаю, что придуманная для социализации и включения в западные системы людей из развивающихся стран болонская система изначально предрекалась разрушительной для реформы российского образования.
Что мы получили сейчас? Что сильнейшие выпускники бакалавриата идут в магистратуру зачастую за границу, и мы теряем их необратимо, потому что в аспирантуре стипендия такова, что он не может заниматься научной работой, а любая скромная стипендия зарубежного аспиранта позволяет ему сосредоточиться на науке и даже скромно, но достойно содержать семью.
Болонская система разрушила традиционную, хорошо продуманную логику подготовки специалистов. Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые совершенно не знают производство.
Следующий трагический шаг – это представление аспирантуры как еще одного уровня обучения. Как сказал на последнем заседании коллегии Минобрнауки президент Российской академии наук: «Надо вернуть аспирантуру как форму подготовки научных кадров высшей квалификации». Мы сейчас тратим шесть лет с магистратурой плюс четыре года, но получаем людей, которые приходят не кандидатами наук, а людей, которые получают диплом об окончании аспирантуры, потому что они написали выпускную квалификационную работу».
Про кризис управления
«Итак, по всем степеням высшего образования нанесен сильнейший удар. Ну и, наконец, последнее, что вызывает опасения, это события этого года. Это безусловный и очевидный кризис управления. Разделение управления отраслью на трехглавого Змея Горыныча привело к тому, что есть две инстанции, которые отвечают за подготовку специалистов – это и Минпросвет, и Министерство высшего образования и науки, и организация, которая ни за что не отвечает – Рособрнадзор, но при этом может контролировать, проводить совершенно непонятно каким образом вписанные в закон проверочные работы, давать аттестацию, аккредитацию и так далее. Повторяю – контролирует тот, кто не отвечает за качество работы».
Комментарии
20 лет назад - это 1998 год.
Российского образования в то время уже не существовало.
Оно только сейчас начинает зарождаться.
назначил.
Что до реформы образования, то по жертвам ЕГЭ, которые тупят кругом и во всем, ясно видно, что реформа идет, как и планировалось, уверенно и успешно.
"После распада Советского Союза сборной России какое-то время удавалось «держать марку», в серьезной конкуренции с США, Китаем, Южной Кореей наша страна постоянно была в призерах и даже дважды выигрывала командный зачет. После 2010 года начался спад: несколько четвертых мест, дважды — восьмое... После 11-го места, которое сборная заняла в 2017 году, из многих СМИ полилась критика. Еще бы, такой удачный повод «попиариться» на проблемах отечественного образования. Руководители олимпиадного движения даже задумались, нужно ли вообще России участвовать дальше."
"Командный зачет неофициальный, но довольно важный для математиков. Российская команда выигрывала его дважды (участвовала 27 раз) — в 1999 и 2007 годах, команда СССР — 14 раз (29 участий). "
В 2017 году наше образование , по мнению ЮНЕСКО - на 49 месте.
Таковы плоды реформ по лекалам "наших партнеров".
И если, в военной сфере, скажем, плоды "реформаторской" деятельности относительно успешно преодолеваются, то в области образования продолжается "активное реформирование". Это я не понаслышке знаю. Утверждаю как профессор одного из старейших московских вузов.
Единственное, что можно было бы взять из Болонской системы - магистратуру. Как промежуточно-подготовительный этап к аспирантуре.
Но и только.
И даже не хотят.
Государство лишь стрижет, да пенки снимает,
так, что ль?
И эта "вертикаль" породила "вертикальную педагогику", в которой уже нет никому дела ни до конкретных проблем методики и философии образования, а главной задачей стало "подготовиться к проверке".
...Те девочки 90-х и нулевых выросли и стали сами играть "в школу" и "рулить" образованием в меру своего разумения. А разумения там - кот наплакал.
Характерная деталь: на любое возражение в плане целесообразности или абсурдности того или иного требования ответ прост: "нас проверяют!"
Теперь древняя дилемма "учиться для школы - или для жизни" получила истинно "вертикальное" решение - работать для проверяющих.
И неудивительно такое явление - требование записывать в классный журнал тему урока буква-в-букву с той формулировкой, которую учитель сам записал в поурочное планирование, составленное перед 1 сентября.
Видать, проверяльщики не могут понять смысла тех мудрёных слов, и их хватает лишь на побуквенное сличение.
А вроде бы, у всех - "верхнее" образование.
Вертикаль, одним словом...
Давно ли мы умилялись гениальной догадке "Аркадия Райкина" о том, что порядок в образовании будет тогда, когда маме будут платить чуть больше... - где теперь те проблемы? Ушли вместе с тем строем. А образованием по-прежнему недовольны практически все.
Почему? Да потому что каждая новая "мама" считает, что она-то делает всё "как надо", но результатом воспитания своего чада почти никто не доволен. Кто виноват? - Известно, кто. Учителя, распроклятые...
Вот и дожили до того, что даже в том, что выбрали не тот состав Думы - виноваты учителя.
А о недостатках МАССОВОГО образования судим по откровениям замдиректора элитной питерской гимназии "239"...
="ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу..."
- И что, с этой задачей ЕГЭ не справился? Навряд ли г-н Рукшин ответит, что не справился. Если будет честен.
А что касается коррупции - эта ржа везде найдёт себе щёлочку. Особенно - в нашем нынешнем, "рыночном" социуме.
И то, что не появилось сертификатов на получение "образовательных кредитов" - это к счастью.
На самом деле все еще хуже)...Там столько бреда наворотили реформаторы...
Да хотя, что об этом- достаточно посмотреть биографии тех, кто возглавляет миноборы и рособрнадзор...