Москва: Кефир на грани «второй свежести» пойдет в больницы и хосписы

На модерации Отложенный

Больных, стариков и детей хотят кормить продуктами с истекающим сроком годности 
София Сачивко 

Совет по правам человека предлагает передавать социальным учреждениям продукты с истекающим сроком годности. Как пояснил РИА «Новости» член комиссии Совета по правам человека при президенте (СПЧ) по экологическим правам Евгений Бобров, переговоры с ритейлерами уже были, и последние готовы отправлять такую продукцию в больницы, поликлиники, хосписы. 

«Если продукты с истекающим сроком хранения не будут выброшены через день, через два, через три максимум, а сегодня же направлены на нужды социальных учреждений, то немножко сократятся расходы на содержание тех же стариков, инвалидов, детей и прочих, даже бездомных детей», — считает он. 

Более того, правозащитник не исключает передачу нереализованных продуктов и в последний день срока годности при условии, что их точно сразу съедят. По его мнению, для воплощения этой идеи в жизнь нужно лишь уточнить санитарно-гигиенические правила, чтобы у ритейлеров не было проблем с Роспотребнадзором. Впрочем, интересы бизнеса то же можно учесть. 

«Здесь можно и продавать, в принципе, не обязательно бесплатно раздавать», — полагает член СПЧ. 

В Роспотребнадзоре также полагают целесообразным «обеспечить разработку нормативно-правовых актов о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу». 

Обсуждались эти идеи на заседании СПЧ, посвященном уменьшению объемов отходов. Так что, налицо сплошная польза: и отходов, которые надо куда-то везти и как-то перерабатывать, меньше, и расходы на социальные учреждения можно сократить. 

Впрочем, в идее Роспотребнадзора просматривается одна здравая мысль — может, наконец-то, перестанут уничтожать и так называемую санкционку. По данным Россельхознадзора, с августа 2015 года по август 2018 было уничтожено почти 26 тысяч тонн запрещенных к ввозу продуктов. Причем одной из причин уничтожения нередко называли как раз опасения в качестве этих самых продуктов. 

А вот прочее вызывает большие сомнения. Не секрет, что товары с заканчивающимся сроком годности магазины и так продают со скидками. Приходится сталкиваться и с «перебивкой» сроков годности, о чем знаю по собственному опыту. 

Впрочем, первый замглавы экономического комитета Совфеда Сергей Калашников идею поддержал и даже готов разработать соответствующий законопроект, если «будет социальная потребность у общества». 

«Это разумный законопроект, но должны быть четкие условия распределения продуктов с детальным уточнением по срокам годности», — заявил Калашников РИА «Новости», добавив: «Чтобы не гнильем кормить людей». 

Но адвокат Дмитрий Аграновский к подобной инициативе относится резко отрицательно 

— Инициатива ужасная. Полагаю, хотели как лучше, а получилось как всегда. Она даже звучит цинично. Теоретически, я понимаю — раздавать у церквей нищим, бомжам, социально неблагополучным элементам. Но подвергать больных, детей или стариков риску отравления… Я даже не представляю, как такое могло прийти в голову. Сразу вспоминается Булгаков и «осетрина второй свежести»… 

Знаете, как делают во многих западных странах. Например, в Италии (неофициально, законодательно это никак не разрегулировать) в определенные часы собираются социально неблагополучные элементы, бедные люди и им раздают эти продукты. 

И хотя раздавать кому-то что-то с истекшим сроком реализации (или близким к нему) - сомнительное дело, но если уж выбирать, то раздавать надо тем, у кого денег вообще на продукты нет. А лечебные учреждения должны финансироваться строго из государственного бюджета (и мы за это платим немалые налоги). Они должны финансироваться в достаточной степени, а не в такой, чтобы их необходимо было снабжать продуктами «второй свежести» и ставить больных людей под угрозу. 

Словом, я к такой инициативе отношусь резко отрицательно, она пройти не должна. Печально, что такого рода инициативы вообще выдвигаются. 

Мне кажется, что нужно все оставить, как есть. А если какие-то бизнесмены хотят проявить социальную ответственность, пусть раздают. 

Ничего эта инициатива не сэкономит, только вызовет проблемы.

В крайнем случае, можно принять законопроект, чтобы эти продукты забирали себе те, кто предлагает такие инициативы. Пусть едят. 

Как пояснил «СП» член Комитета по развитию агропромышленного комплекса ТПП РФ Андрей Волков, инициатива по передаче продуктов с заканчивающимся сроком годности не нова, она уже работает. 

— Это не новация, а действующий механизм, нормальная практика. Одна из сетей даже имеет фонд помощи. Они готовят и раздают малоимущим продукты, у которых истекает срок годности. Ничего плохого в этом не вижу, есть мировая практика. 


«СП»: — А что происходит с просроченными продуктами? 

— Утилизация. Все, что просрочено — это отрава. Все зависит от договора с ритейлом — у кого-то возвратная схема, а если сеть выкупила это, то она несет убытки. Конечно, им невыгодно, но они утилизируют, нанимая кого-то за деньги для этого. Есть специальные организации, которые занимаются утилизаций: что-то сжигают, что-то животным скармливают. 

«СП»: — Если изменят санитарно-гигиенические правила, не приведет ли это к злоупотреблениям? 

— Возможность для злоупотреблений исключать нельзя. 

У президента Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрея Карпова инициатива вызывает сомнение. Он видит в ней много подводных камней. 

— Как собрать продукцию с истекающим сроком хранения в одном месте для передачи куда-либо? Во-первых, затраты на логистику будут достаточно существенны. Во-вторых, к тому времени как эту продукцию соберут, у нее уже истечет срок годности. А реализовывать продукцию с истекшим сроком хранения противозаконно. Поэтому внешне выглядящая благой идея не настолько благая. 

Если смотреть первопричину, то сказать, что сети стремятся к созданию большого количества продукции с истекшим сроком хранения, нельзя. Наоборот, все пытаются реализовать до истечения срока, продавать быстрее. 

По крайней мере, я вижу во многих магазинах на продуктах с истекающим сроком хранения наклейки «-20%», «-30%», даже «-50%». Это говорит о том, что магазины как раз стимулируют покупателя к покупке продукции с истекающим сроком хранения. Про истекший речи нет, потому что это прямое нарушение закона, независимо от того платно или бесплатно. 

«СП»: — Тем не менее, приходится сталкиваться в магазинах с продуктами с истекшим сроком или с «перебитой» датой срока. 

— Истекший срок может быть связан с технической ошибкой: не убрали вовремя с прилавка. А «перебили» — это нарушение закона, за это можно серьезно наказывать. В крупных организациях этим никто заниматься не будет — потерять можно больше. 

«СП»: — А что происходит с реально просроченной продукцией? 

— Есть специализированные организации, которые занимаются утилизацией биопродуктов. 

«СП»: — Если инициативу доведут до законопроекта и, возможно, примут, кто, с вашей точки зрения, должен будет заниматься этим вопросом? 

— Существует много организаций, который могут в это дело включиться, но я не верю в принятие такого законопроекта, потому что сразу встает вопрос: кто за это будет отвечать? 


Мы же даже сами употребляем продукцию с истекшим сроком в силу того, что не досмотрели. Например, молоко. Оно часто хорошее. Но все зависит и от того, как эта продукция хранилась. Если дома в холодильнике все время стояло, и не была раньше нарушена цепочка от производителя до холодильника покупателя, то этот продукт будет жить гораздо дольше срока, обозначенного на товаре. Это идеальная ситуация. 

Но у меня был собственный пример с тортиком, который в магазине в моем же доме купили. Была жара, этот тортик раз пять меняли и каждый раз он был прокисший, только потому, что магазин доставляет продукцию зачастую в обычной машине, где отсутствует холодильник. Товар портится уже на этапе доставки. 

Любой госорган спросит: а кто будет проверять, насколько эту можно употреблять? Иногда по внешним признакам нельзя понять, а если вскрыть, то она уже будет испорчена. Любой чиновник лучше перестрахуется и никогда не согласует такого рода инициативы. 

Я не верю в принятие такого нормативного акта.