Мадонна Литта.
На модерации
Отложенный
В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи.Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа.Сегодня познакомимся ближе с историей создания МАДОННЫ ЛИТТА..
Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.
Мадонна Литта

Леонардо да Винчи Мадонна Литта, 1490—1491г Эрмитаж.Холст.Темпера. 42×33 см
Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем».
До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль
В 1864 году герцог Литта обратился в Эрмитаж с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В 1865 году вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.
Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.

Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения.

Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.
Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке.
Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.
Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.

Мадонна Литта .Эрмитаж.
Есть и друнгая версия О ПОСЛЕДНИХ ВЛАДЕЛЬЦАХ КАРТИНЫ.
Граф Джулио Ренато Литта вел свою родословную от правителей Милано, Висконти. При Павле 1 был постоянным представителем Мальтийского ордена в Петербурге. Влюбился и женился на графине Екатерине Васильевне Скавронской, в девичестве Энгельгарт, любимой племянице князя Потёмкина.
Её внучка - известная графиня Юлия Самойлова, которую многократно писал Карл Брюлов. В 1839 году граф Литта умер и все свои несметные богатства в Италии и России завещал любимой внучке Юлии ( в свете ходили слухи, что она является его внебрачной дочерью от патчерицы Марии, одной из дочерей Е.В. Скавронской).
Графиня Ю. Самойлова вела раскошную светскую жизнь и к шестидесяти годам вынуждена многое распродать из богатств семьи Литта, это был период 1863-1865г.г., что совпадает со временем преобретения картинны да Винчи Эрмитажем.
Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры.
На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего, Больтраффио.
Источники.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B0
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли" Настоящая идиллия
Женщина дарящая любовь и дающая жизнь.
Картина говорит именно об этом....
Красивые стихи пишут об этой картине.
Твой образ душу согревает
Так нежно сердце теребит.
И лишь слепец не понимает
Как это можно не любить?
Младенец-ангел избавитель
От всей ненужной суеты.
Во времени не вольный зритель
Навеет новые мечты.
Игра теней и света, красок
Так целомудренен твой взгляд.
И красота, застывших масок
Твой образ материнства-свят!(Ю.Савченко)
Он единственный, как и Эйнштейн, напр.!
Кто бы еще догадался попробовать "ожелезить" краски, используя открытый огонь?
Часть росписи потекли, но идея блестящая и обработанные огнем спец краски простоят века!
А его гениальные изобретения???!!!!
Так что нам грешно жалеть, что Леонардо мало рисовал...!
Мне понравилось как он изучал самостоятельно анатомию человека для того, чтобы его картины соответствовали ей...
Но это совсем другая "Мадонна".Я даже статью об этом делала,когда мы обсуждали картину Брюллова "Всадница".
Здесь внутренняя духовная красота.
Эта картина вызывала двойственное ощущение- реальная мать и нереальный ребенок (взрослый взгляд, лицо, поза). Мне не верилось, что Леонардо может нарисовать такого младенца. И здесь прочла о том, что возможно это кисть ученика.
Алина, многое узнаю из твоих постов, спасибо.
А дите - у него глаза,как у взрослого, тельце в позе неудобной и - фальшиво смотрится. Такое несоответствие , как на меня...
Комментарий удален модератором
Это Мадонна с гвоздикой.
Комментарий удален модератором
"Леонардо воспроизвел наполненный водой графин, в котором стоят несколько цветов и в котором, не говоря об изумительной живости, с какой он его написал, он так передал выпотевшую на нем воду, что роса эта казалась живей живого."
Комментарий удален модератором
А на глове у неё платок или шарф,так красиво повязанный.Красивая женщина-мать.
Это сгусток Материнской Любви, Света и Нежности, животворящего Тепла и воплощения Надежды...
Все эти чувства дают хоть и неосязаемое, но, в то же время, реальное ощущения прикосновения к СВЯТОМУ ПОНИМАНИЮ ЖИВОГО МИРА...
Именно в этом полотне понятна палитра ЧИСТОГО и СВЯТОГО отношения Матери, к воспроизведённой ею Жизни и Чуду - РЕБЁНКУ!
---
Это не полотно - это ВОПЛОЩЁННАЯ МОЛИТВА ...