Тревожный звонок или зимний осадок крымчан от действий властей РФ

На модерации Отложенный

   С весны прошлого года живу в Крыму. Честно сказать, чувствую себя рефери на ринге, наблюдающим, сколько очков пропустила Россия или Украина в битве за своенравный полуостров. Вплоть до конца прошлого года разрыв в счете приближался к астрономическим значениям (в пользу России). Но в декабре-январе битву за умы и сердца части крымчан Россия проиграла. Проигрыш, конечно, тактический, а не стратегический. Такой вывод делаю, прежде всего, на основании общения с абсолютно разными людьми, так что мнение не мое личное, а, так сказать, сборное.

   Что происходило перед Новым годом?

   1. Украина не спит, а нащупывает болевые точки на теле соседа. Первый мощный апперкот, который пропустила Россия, — декабрьское отключение электроэнергии. Неожиданное, вероломное и без предупреждений. Связь не работала. Предприятия не работали. Украина увидела слабое место и врезала со всей дури. Без оглядки на Россию. Особого шика произошедшему добавил Сергей Аксенов, за день до отключения уверенно заявивший на пресс-конференции, что вопрос по электроэнергии решен, так сказать, окончательно и бесповоротно. Но поворот Украина нашла еще тот. И заявление главы республики ничего, кроме грустного смеха, не вызвало. А доблестные работники пиар-службы, удалившие на следующий день на сайте совета министров цитату с этими словами, — это вообще epic fail. В общем, все всё понимают, но неприятный осадок от того, что сильную Россию могут походя обидеть, остался, как и гадание в новогоднюю ночь — «увидим Путина или телеэкраны погаснут?».

   2. Следующее — транспортная блокада Крыма, объявленная Украиной перед Новым годом. Отмена железнодорожного и автобусного сообщения, и как итог — пешие колонны через Чонгар людей с отмороженными ушами и ногами — очередная попытка Украины нагадить Крыму. Ну и не только ему, вообще всем, кто смеет ездить к «предателям», не говоря уже о самих «предателях». И как обычно — молчание федеральных властей по этому поводу.

   3. Перед самым Новым годом в Крыму начался катастрофический рост цен на продукты. Стоимость некоторых стала выше, чем в регионах России и даже в Москве. Например, огурцы в Крыму в канун праздников стоили по 300 рублей за килограмм, в то время как в Москве — 95-120. Шампиньоны стоили 300, мандарины — 100-150 рублей. Цены повышаются сразу на 20-30% практически еженедельно. На этом фоне — существенное снижение продуктового ассортимента. При этом зарплаты в частном секторе в Крыму после Украины показали мизерный рост. Фактически у большей половины частных компаний они просто переиндексировались.

   4. Бизнес в дауне. Платежные сети блокированы, а банковская система неэффективна и фактически не кредитует. Логистические проблемы ужасают. Бизнес в эйфории изначально не пребывал, но ведь и не ожидали, что транспортная логистика в Крым через пятикилометровую переправу окажется для России более сложной задачей, чем логистика на Сахалин, Камчатку, Якутск.

Из-за этого приходится делать излишек товарных запасов, при этом должного оборота нет. Предприниматели в Крыму, можно сказать, не просто работают — они совершают трудовой подвиг.

   5. Подписание решения о продлении переходного периода фактически состоялось в последний рабочий день предыдущего года. А сколько людей стояли в очередях в налоговой перед праздником? Не нужно забывать, что, например, сельскохозяйственные предприятия, имеющие в аренде землю и не успевшие получить российскую регистрацию, теряли право на аренду этой земли.

   6. Тысячные очереди на получение паспорта для тех, кто устанавливал факт проживания через суд. По факту эти крымчане имеют судебное решение, установившее их право обращаться за российским гражданством в ФМС, но статуса гражданина РФ и паспорта на руках до сих пор нет, как и нет права получить полис ОМС. Лечебно-профилактические учреждения перестали принимать людей без полисов. А вот получить желанный документ может только или гражданин РФ, или мигрант с разрешением на временное проживание. Фактически тысячи крымчан потеряли право обращаться за бесплатной медицинской помощью. «Недавно подруга звонила в слезах — годовалую дочку отказались обслуживать в детской поликлинике, хотя у родителей российские паспорта, прописка — Гурзуф, свидетельство о браке и рождении. Но в садике требуют печать из ФМС, что ребенок имеет российское гражданство. А выстоять очередь в ФМС с ребенком на руках практически невозможно», — это из переписки с жительницей Ялты.

   7. Никто не знает про свободную экономическую зону. Никто из крымских бизнесменов, с кем приходилось общаться (а таких немало), вообще не знает и не понимает, что это за зона и с чем ее кушать подают. Закон приняли, конечно, красиво: с грохотом и помпой, разве что в фанфары не били. А по итогу получили большой мыльный пузырь, от которого практической пользы не больше, чем от номинального правительства Крыма, которое сидит в Киеве на Банковой и руководит воздушными замками и нарисованными городами. Ну и инвесторов, которые, по идее, должны были друг другу на ноги наступать за право влить капитал в Крым, на горизонте не видно.

   8. Непонятно, как идет национализация. Ситуация с медицинским центром «Генезис» показала, что в жернова национализации могут угодить не только объекты Коломойского, но и практически любые частные компании, которые где-то что-то не так хранят или не так размещаются. «Непонятно. Отбирали бы уже по какому-то плану, что ли, а то кажется, что это экспроприация», — пишет мне крымский предприниматель Евгений из Симферополя.

   P.S. На критичные высказывания живущих в Крыму власть реагирует нервно. Знаю, что, только успев получить медаль за освобождение Крыма, один наш чиновник был отправлен обратно домой в Москву за перепост записи Навального в личном Facebook.