Звоночек для Кремля

На модерации Отложенный Звоночек для Кремля

США делают из Дели противовес для Китая

   

Известия о том, что Индия отказывается то от одной, то от другой оружейной сделки с РФ, стали уже постоянными. Как и критика качества нашей боевой техники с тамошней стороны. Что происходит? Почему Индия разворачивается на Запад, явно входя в конфликт с КНР?

Экономический национализм

Ни в годы учебы, ни в годы службы в Советской/Российской армии я вплотную Индией не занимался. Потом, уже на «гражданке» согласно указанной в дипломе специальности неоднократно посещал этот регион (Бангладеш, Мьянма, Китай, Пакистан, Индия). В общей сложности набежало около двух десятков командировок длительностью в совокупности около четырех лет. Так что говорить буду не как дилетант.

Итак, в 2014 году к власти в Индии пришел Нарендра Моди, занимающий пост премьер-министра. Ибо в Индии так же, как в Бангладеш и Пакистане, политическая система скопирована с их прежних британских владык. Моди в ходе предвыборной кампании делал упор на лозунг Make in India («Производите в Индии»).

То есть для этого индуистского националиста главным, как и для Дональда Трампа в США, является производство продукции именно в своей стране и связанные с этим увеличение численности рабочих мест, рост номенклатуры и качества выпускаемой продукции и прочее.

В общем, приоритет нынешнего индийского премьера – подъем национальной экономики, индустриализация страны. Хоть предвыборные лозунги на то и рассчитаны, что после прихода к власти о них забывают или стараются не вспоминать, но с Make in India получается несколько по-другому.

Тут Моди заявленному курсу остается верен. Немудрено, что он ведет дело к отказу от закупок оружия за границей. Прежде всего он импортозамещает поставки ВВТ из Российской Федерации. С грустью отмечаю, что с визитов Леонида Брежнева в 1981-м и Михаила Горбачева в 1986-м, когда Дели заключил впечатляющие договоры о военно-техническом сотрудничестве с СССР, прошло уже много времени. Реалии изменились да и РФ – не Советский Союз.

“После опускания Китая или одновременно с этим начнется подъем Индии. Задача трудная, но решаемая, на что может уйти несколько десятилетий. А пока индусов под лозунгом Make in India готовят к грядущим переменам”

28 апреля самое популярное англоязычное издание страны – газета «Таймс оф Индия», комментируя очередной годовой доклад СИПРИ (Стокгольмский международный институт по изучению мира), который поставил Индию на третье место в мире по расходам на оборону в 2019 году, отметила: «Вооруженные силы Индии продолжают страдать от нехватки разных категорий важнейших средств ведения войны – от истребителей и подводных лодок до основного вооружения пехоты и средств ведения боевых действий ночью, и это притом что страна занимает третье место в мире по расходам на оборону и второе в мире после Саудовской Аравии по импорту вооружений.

Все это вновь подчеркивает острую необходимость для Индии радикально урезать численность небоевого личного состава и реально объединить сухопутные войска, ВВС и ВМС, одновременно создавая и сильную военно-промышленную базу для того, чтобы не прозябать в стратегически уязвимом положении подавляющей зависимости от импорта вооружений».

10 мая начальник Объединенного штаба ВС Индии генерал Бипин Рават, высший военный чин в структуре Минобороны этой страны, в интервью той же «Таймс оф Индия» заявил: «Вооруженные силы страны должны избавляться от своей подавляющей зависимости от непомерных по расходам иностранных систем оружия и вместо этого направить свою энергию на то, чтобы Make in India не остался просто лозунгом».

«Мы должны быть реалистами, – сказал генерал, – и начать корректировку и серьезный пересмотр наших оперативных приоритетов и того, что нам действительно нужно».

Откровенные высказывания генерала Равата означают, что вооруженным силам Индии численностью 1,5 миллиона человек придется предпринять серьезную смену курса по избавлению от привычки полагаться на вооружения иностранного производства, которая десятилетиями выступала их предпочтительным вариантом.

«Нет альтернативы созданию крепкой базы для военной промышленности внутри страны, – продолжал генерал Рават, – и даже если системы оружия местного производства будут поначалу выпускаться с урезанными техническими характеристиками по сравнению с тем, чего хотели бы военные.

Опираясь на промышленность страны, мы должны ускоренно продвигать Make in India даже в том случае, когда сначала получим продукцию, которая лишь на 70 процентов отвечает требованиям Генерального штаба. Используя полученный шанс, промышленность затем будет выпускать продукцию, в которой будут применены самые передовые технологии».

Наконец, в номере «Таймс оф Индия» за 19 мая помещено интервью с Главным маршалом авиации Ракешем Кумар Сингхом Бхадаурия, где на вопрос газеты о том, как обстоят дела с выдвинутым проектом стратегического партнерства стоимостью около 20 миллиардов долларов по производству 114 истребителей в Индии совместно с иностранным участником, маршал ответил, что ранее ВВС уже подписали соглашение с местной компанией HAL о поставке 40 истребителей Tejas Mk-1 индийского производства.

Сейчас же в центре внимания – создание источников финансирования (примерно 5,3 млрд долл. – Ю. Ю.) для размещения заказа на 83 истребителя Tejas Mk-1А, также сугубо индийского производства. А проект стратегического партнерства по 114 многоцелевым истребителям выступает важным элементом программы Make in India, и его следует рассматривать с точки зрения как тактико-технических характеристик, так и технологий.

Предусмотренные проектом передача индийцам передовых иностранных технологий и их освоение наряду с производством самолетов в Индии побудят к энергичным действиям промышленность внутри страны, дадут мощный толчок ее развитию.

Но только ли стремление провести новую индустриализацию диктует такую смену индийского курса? Думается, что демонстративное, нарочитое стремление Дели сворачивать оружейное сотрудничество с РФ имеет и вторую причину. Виден отчетливый разворот Индии на Запад.

Противовес Поднебесной

Передо мной статья «Новая холодная война?» в «Таймс оф Индия» от 21 мая, из которой просто необходимо привести несколько длинных цитат.

«Сильнейшие лишения, вызванные COVID-19, и его предполагаемое возникновение в КНР, первоначально скрывавшей этот факт, означают, что Запад и Китай бросили друг другу перчатки.

Прислушаемся к проницательному прогнозу Ши Инхуна, профессора международных отношений Народного университета и советника Госсовета КНР:

«В отличие от холодной войны между США и СССР новая холодная война между США и Китаем характеризуется всеобъемлющей конкуренцией и быстрой развязкой. Отношения США – Китай больше не являются тем, чем они были несколько лет назад или даже несколько месяцев назад».

Таким образом, мир после COVID-19 предстанет перед Индией с изменившейся стратегической обстановкой, и к этому придется приспосабливаться тем, кто делает политику. Нью-Дели удачно приспособился к изменению геополитики после падения Берлинской стены. Он отошел от прежнего курса «неприсоединения», которому симпатизировали Советы, улучшил отношения с Западом и начал экономические реформы внутри страны. Сможет ли он опять адаптироваться?

Звоночек для Кремля
Нарендра Моди – индийский премьер – националист
Фото: inc-news.ru

Желание Запада порвать экономически с Китаем дает очевидный шанс Индии. Нью-Дели должен воспользоваться этой возможностью, избрав путь экономических реформ и выхода на значительно более высокий уровень продуктивности и роста по сравнению с тем, что отмечалось в минувшем десятилетии.

Предварительным условием для этого является поиск быстрого выхода из сегодняшней удушающей самоизоляции, которая травмировала индийскую экономику.

Но не будем строить иллюзий. Китай не будет просто так созерцать подъем государства размером с субконтинент, которое начнет уравнивать свои возможности с КНР, находясь к тому же в непосредственном соседстве с ней.

Он ответит усилившимся геополитическим соперничеством или новой холодной войной в стремлении собрать всю Азию под его стратегический зонтик».

Вот такие выкрутасы с лозунгом Make in India поневоле заставляют задаться вопросом: сами ли индусы придумали этот лозунг и с чьей же подсказки стали рассуждать на тему миропорядка после окончания COVID-19 и своего места в этом новом миропорядке?

Свидетельствую исходя из собственного опыта, что верхушка страны, которая сама себе присвоила титул «самой большой демократии в мире», вряд ли бы отважилась по собственной прихоти фантазировать на тему места своей страны в новом миропорядке.

Особенно на фоне присущих нынешнему индийскому обществу инертности и заторможенности и – мягко говоря – традиционному неприятию труда, особенно физического. Да еще и при наличии девятисот миллионов нищих, при сохраняющейся кастовости общества, при скудости запасов полезных ископаемых, отсутствии фундаментальных разработок и научных школ в основных направлениях науки, техники и производства. И отметим, при наличии в регионе мощных противников Индии и при отсутствии более или менее значимых ее союзников.

Думаю, что в недавнем прошлом Запад переоценил свои возможности по вероятному сдерживанию будущего Китая и чересчур отпустил поводок, надеясь на создание мощного противовеса СССР. Сегодня мы наблюдаем примерно то же, что происходило в Европе с Германией перед Второй мировой войной.

Войдя в силу и поднявшись до стадии крупнейшей промышленной силы мира на заокеанских и прочих кредитах с инвестициями как самый вероятный таран Запада против СССР, Третий рейх стал сначала пощипывать своих соседей.

А потом сорвавшись с поводка, неожиданно покусал и своих спонсоров. Дальнейшее достаточно хорошо известно. Аналогия с поведением Китая в последние четыре десятилетия более чем очевидна: отъевшись на финансовых вливаниях Запада и его переводе индустрии на свою землю, подтянув до современных стандартов промышленность и укрепив вооруженные силы, Китай принялся поигрывать мускулами и стал неконтролируемой реальной угрозой не только для своих ближайших соседей, но и для самих США.

Поэтому, думаю, начатая американцами кампания «Мочить Китай по всем направлениям» вполне обоснована и направлена на опускание КНР с нынешнего статуса одного из самых влиятельных мировых игроков до заурядного уровня страны региональной значимости.

А может быть, и ниже. Одновременно со сдерживанием Китая вероятно подстегнутое Западом возвышение другой азиатской сверхдержавы – Индии, которая заняв вакантное после Китая место, не доставит «мировой закулисе» головной боли и станет вести себя достаточно послушно.

В этом контексте предполагаю, что имевшие место ранее эпидемии птичьего, свиного гриппа и нынешнего COVID-19 служат звеньями одной цепи: уменьшения численности и силы желтой расы. Другие пострадавшие народы не в счет, лес рубят – щепки летят.

Не исключаю, что американцы, мастера грандиозных провокаций и подстав (вспомним хотя бы два случая с южнокорейскими «Боингами», которые пытались «прощупать» нашу ПВО и были сбиты в 1978 и 1983 годах), для которых и своими людьми пожертвовать не грех, напрямую причастны к разработке COVID-19 и последующей его тайной активации с территории Китая.

Глобальный пропагандистский эффект вышел в разы хлеще, чем события 11 сентября 2001 года, после которых США ринулись воевать с террористами в Афганистане и Ираке. Если удастся «доказать», что к созданию и распространению COVID-19 непосредственно причастен Китай, то на тропу войны против него выйдет весь мир.

После опускания Китая или одновременно с этим начнется подъем Индии. Задача трудная, но решаемая, на что может уйти несколько десятилетий. А пока индусов под лозунгом Make in India готовят к грядущим переменам.

Я упомянул о 900 миллионах нищих, однако это отнюдь не значит, что денег в стране нет. Вспоминаю в связи с этим доклад Ассоциации швейцарских банков за 2006 год, в котором перечисляются крупнейшие иностранные вкладчики банков нейтральной Альпийской республики.

Так вот, на 4-й позиции со скромными 100 миллиардами долларов находятся граждане Украины, на 3-й позиции – граждане Великобритании (200), на 2-й – подданные РФ (400). Первыми же с невероятной суммой в 1,5 триллиона долларов стоят индийцы.

Куда они глядят, понятно? Ясное дело, не на Москву, которой пора понять, что покупать оружие у нее Индия станет все меньше и меньше. А лозунгу «Делай в Индии» РФ стоило бы поучиться.

 

От редакции

Конец бхай-бхай

Напомним, что индийскую сторону не привлекли ударные вертолеты Ми-28НЭ и летающие заправщики Ил-78 МКИ.

Индия вышла из совместных с РФ программ создания легкого транспортного самолета и истребителя пятого поколения на основе нашего Су-57.

Ее не устроили ни авионика самолета, ни его скрытность. Был отказ от приобретения наших зенитных комплексов – модернизированной «Тунгуски» и «Панциря». Индия все хуже закупает наши ЗРК С-400 (хотя в начале октября 2018 года РФ и Индия заключили контракт на поставку комплексов С-400, пяти полков, на 5,43 миллиарда долларов).

Зато индийцы крупно потратились на 36 французских истребителей Rafale и новейшую американскую систему противовоздушной и противоракетной обороны NASAMS-2 (8 и 1 миллиард долларов соответственно). При этом они все больше требуют реинвестировать до 30 процентов доходов от оружейных сделок с ними на территории Индии, еще больше снижая рентабельность поставок.

И хотя русские по-прежнему остаются одним из крупнейших партнеров Индии в военно-техническом сотрудничестве (250 истребителей Су-30МКИ на вооружении), тенденция очевидна. Пора нам самим осуществлять лозунг Make in Russia.

 

Юрий Юрьев