Ритм, метр стиха, звукопись

На модерации Отложенный

 

Система стихосложения


Существует несколько систем стихосложения.

- Силлабическая (равное число слогов в строке)
- Тоническая (количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество)
- Силлабо-тоническая (равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются с определенной последовательностью)

Большинство известных вам стихотворений написано в силлабо-тонической системе стихосложения.

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе – это ударный и безударный слоги. Чередование ударного и безударного слога образуют стопу.

В силлабо-тонической системе стихосложения ударные и безударные слоги (стопы) повторяются в определенной последовательности. Существует несколько видов такой последовательности, и называется это стихотворные размеры.

Двусложные (чередуются 1 ударный и 1 безударный слоги)

Трехсложные (чередуются 1 ударный и 2 безударных слога)

Двусложные:
- хорей (с ударением на 1,3,5,7 слоги)

Ве′тер, ве′тер, ты′  мо гу′ч,

Ты′ го ня′ешь  ста′и  ту′ч…

/ - - / - - /  - - / -

/ - - / - - /   - - / -

(трёхстопный хорей)


- ямб (с ударением на 2,4,6,8 слоги)

Моро′з и со′лнце; де′нь чуде′сный!

Еще′ ты дре′млешь, дру′г  преле′стный…

- -   / - -  /   - - /  - - /  -
- - / - -  /   - - /  - - /   -
(четырёхстопный ямб)

Трехсложные:
- дактиль (с ударением на 1,4,7,10 слоги)

 Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок…


- амфибрахий (с ударением на 2,5,8,11 слоги)

Сижу′ за решё′ткой в темни′це сыро′й.
Вскормлё′нный в нево′ле орё′л молодо′й…


- анапест (с ударением на 3,6,9,12 слоги)

 Что ты жадно глядишь на дорогу,

В стороне от весёлых подруг…

Николай Гумилёв, читая лекции начинающим поэтам, рекомендовал запоминать трёхсложные размеры с помощью имён поэтов:

Анна Ахматовадактиль;

Марина Цветаева – амфибрахий;

Николай Гумилёв – анапест.

Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. Умение подобрать рифму интересную, нетрадиционную свидетельствует о мастерстве автора.

Основные виды рифмовки в четверостишиях:
- парная, смежная (ААББ)

Сижу за решёткой в темнице сырой,

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном…

А.Пушкин


- перекрестная (АБАБ)

Ярко звёзд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

И.Никитин

- кольцевая, опоясывающая (АББА)

Пускай талант – не мой удел!

Но я для Муз дышал недаром,

Любил прекрасное и с жаром

Твой гений чувствовать умел.

К.Батюшков

 

ЗВУКОПИСЬ - писать (изображать) при помощи звуков.

 Создание звуковых образов при помощи использования определённых звуков в определённом порядке.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь.

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

С.Я.Маршак

 

В понятие «звукопись» входят ассонанс, аллитерация, звукоподражание.

Ассонанс – повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.

О, весна- без конца и без краю-

 Без конца и без краю мечта!

 Узнаю тебя, жизнь, принимаю…

                              (А.А.Блок)

                                 И веют древними поверьями

                                 Её упругие шелка.

                                                 (А.А.Блок)

         В первом примере повторение широкого, открытого гласного звука  А как бы подчёркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремлённой к весне и мечте.

         Во втором примере повторение узкого, закрытого гласного Э усиливает таинственность, загадочность героини стихотворения.

 

Аллитерация – повторение в художественном тексте, чаще поэтическом, согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

                  (Ф.И.Тютчев)

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шёлковом шелесте снежного шума…

                       (С.А.Есенин)

         В первом отрывке повторяются сочетания звуков Р, З и сочетание  звуков ГР. Эти повторения помогают воспроизвести звучание громовых раскатов, создают звуковой образ начинающейся грозы.

         Во втором примере скопление шипящих Щ, Ж, Ш передаёт шум ветра, шелест сухого снега, создаёт звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит.

    Во всех примерах звуковые образы созданы с помощью повторения тех или согласных, то есть аллитерации.

Звукоподражание – «подражание звукам». Передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание передаваемых явлений (гром, шелест).

 

Примерный план анализа стихотворения

1.     Автор произведения.

2.     Время написания и история создания (если знаете).

3.     Жанровое своеобразие.

4.     Тема и идея.

5.     Композиция.

6.     Лирический герой (субъект).

7.     Система художественных образов.

8.     Особенности поэтического языка.

9.     Стихотворный размер, рифма, интонация.

10.                       Личное восприятие стихотворения

Кластер

         Стихотворение

         автор

         ассоциации

         настроение

         цвет

         тема, идея

         музыка

         средства изобразительности

         Мне понравилось…