Советский менталитет, почему так?

На модерации Отложенный

Каков он, советский человек? Всегда ли смотрел исподлобья? Всегда ли он хамил и находился в тоне подозрительности? Возможно ли определить, почему советского человека всегда видно в зарубежных поездках? Почему советские люди всегда невыгодно выделялись на фоне западных людей? Что же такого было в этих людях, что многие в мире от них шарахались?

Рассмотрим знакомые ситуации из жизни в СССР.

Например, в магазине: женщина-продавщица с неприветливым видом, всегда оценивающе, посмотрит на тебя, как на врага и спросит, женщина (или мужчина), вам чего? После такого вопроса злобной, раздражённой продавщицы вам уже ничего не хотелось. А если перед ней стоял ребёнок, то она либо его просто игнорировала, либо шла болтать к своей подруге в другой отдел. И такое поведение было нормой для работников всех сфер обслуживания в СССР. В гостиницах, при поселении, на вопрос: есть ли места, вам что всегда говорили, при этом хмуря брови? Мест – нет. Знакомая ситуация? А эти славные обращения «женщина», «мужчина». Других обращений не было, хотя нет, ещё было популярное обращение – «товарищ».

Следующая ситуация: вечеринки (пьянки-гулянки). Ситуация с вечеринками очень характеризовала советского человека, когда один платил за всех, а все остальные гуляли у него «на шару». Когда в гости можно прийти без подарка, небрежно бросив на лету – подарок за мной! При этом вместе с вами приходило ещё человек 5 ваших друзей. В те годы такое поведение считалось нормальным. Советские люди очень любили «шару» – такое понятие, когда всё тебе бесплатно. В этой связи вспоминаются знаменитые 10% путёвки на заводах и гос.учреждениях, о которых простой советский человек только слышал, но пользовался этими путёвками, в основном, узкий круг людей, в который простой рабочий , инженер, библиотекарь явно не вписывались.

Поведение советского человека на курорте тоже всегда вызывало живой интерес, с точки зрения психологии. Эта страсть везде мусорить, неизвестно откуда взявшаяся, возможно что-то осталось со времён татаро-монгольских нашествий, ведь все эти дикие племена так или иначе генетически проросли в русском человеке, иначе откуда же такая дикость и нелюбовь к своей же собственной земле?! А эта дикая привычка, дошедшая до наших дней — плевать на землю. Каждое лето начиналось одинаково — с поиска нужного человека, который бы достал билеты на поезд в Крым. Приходишь в советскую кассу за два месяца, за месяц – билетов никогда не было. Поезда были, ходили по своим маршрутам, кто-то в них ездил, но билетов в кассах не было никогда. Ни-ког-да! Всегда надо было иметь «персональную» кассиршу. Внутри самого поезда советский человек порой вёл себя неадекватно – он всегда возил с собой (чесночную) колбасу, либо (чесночные) котлеты и, конечно же, сразу начинал пить водку. Мусор многие любили выбрасывать из окна. Оригинальным было и решение советского человека с местами – вечная проблема верхней и нижней полки. Люди, заранее купившие себе хорошие места — выстоявшие очередь, либо купившие билеты по блату — почему-то должны были уступить это место семье с маленьким ребёнком, при этом их собственный ребёнок в счёт не входил, даже если он и был не намного старше по возрасту. Они очень злились, если вы на это не соглашались. Ну позвольте, говорили вы, почему же вы сами заранее о себе не побеспокоились и не взяли своему ребёнку нижнюю полку? С какой радости наш ребёнок должен уступать нижнюю полку вашему? Советский человек не любил сам о себе заботится, он хотел всегда навязывать вам свои принципы и хитрости и почему-то считал, что именно вы ему что-то должны. И откуда эта манера запрыгнуть сверху и кататься на ближнем? Видимо, тоже от татаро-монгол. Конечно, это не по-немецки, скажете вы, и даже не по-американски, и уж совсем не по-английски.

Теперь поговорим про улыбки. Почему-то среди советских людей не принято было улыбаться, если на улице вы встречали человека, который просто приветливо на вас посмотрел, то это было просто аморально и сразу считалось, что с этим человеком что-то не так, иначе чего это он приветливый такой, почему улыбается? Советский человек никогда не улыбался! Ему было запрещено!

Знаменитые и всеми очень любимые работники ЖЭКов – вообще отдельная история.

За слесарем надо было охотится, но ему-то было всё равно, т.к советский слесарь - всегда пьян. Если вы и заставали его трезвым и давали ему на бутылку, то он снова исчезал надолго. То же самое было и с электриком. Паспортистка — фурия, сам же нач. ЖЭКа активно воровал всё, что можно было украсть, в основном - стройматериалы с капитального ремонта дома. Я вообще удивляюсь, как наши дома не развалились в те годы, при таких-то работничках.

Оригинальной была ситуация с деньгами. Мало того, что самой популярной на всё советское пространство зарплатой была зарплата именно в 120 рублей, так ещё и, в большинстве случаев, почти запрещено было заниматься совместительством – в лучшем случае, на полставки. То есть, советский человек имел право работать только на одном (основном) месте и получать свои 120 рублей, и официально подрабатывать сразу на нескольких работах было низззя. Конечно, находились люди, которые умудрялись как-то это делать, но, конечно, не все. Безусловно, зарплаты  по стране разные были, но 120 рэ — это «ГОСТ», эталон, типа средней температуры по больнице.. Конечно, при тех ценах в СССР на 120 руб. можно было прожить, но этого явно не хватало, например, на отдых на море всей семьёй, на различные поездки по дружественным республикам СССР, тем более на покупку телевизора, холодильника и т.д.

На промышленных предприятиях зарплоаты были повыше, но тоже не фонтан. Многие из тех, кто работал на этих фабриках и заводах в те годы и перевыполнял план, получали… нет не деньги, как вы подумали, а грамоты и благодарности. А деньги вместо них получало вышестоящее начальство. Грамоты в те годы были очень популярны, их вручали всем и везде, и какой хитрец их придумал? Это ли не унизительно, когда было такое отношение, а тем, кто был не согласен, сразу почему-то вспоминали про комсомольский или партийный билет и другие казни египетские.

В те годы были популярны так называемые общественные, публичные наказания. Эти знаменитые доски позора, такого, конечно, в мире не было нигде и нет. До такого могли додуматься лишь злобные, угрюмые советские партначальники. Обличающие доски были повсюду — на остановках, в школах, в организациях: «Позор пьянице и дебоширу такому-то!» – и фото, имеем-фамилией. Жестокость в обществе всеми силами поощрялась, травить и бить ногами, по сути, очень больных людей. В СССР над алкоголиками (или наркоманами) попросту смеялись. Потому что пили все, а попадались единицы. Смеялись всей страной над больными людьми. Их принято было высмеивать в газетах, в кинофильмах, в карикатурах, а также в главном юмористического издании Советского Союза «Крокодил». Казусным был и тот факт, что если человек, не страдающий алкоголизмом, был случайно замечен работниками милиции в нетрезвом состоянии в общественном месте, его тут же задерживали, доставляли в вытрезвитель и наутро сообщали на работу. То есть, если человек погулял у друзей на дне рождении, немного расслабился или, быть может, отметил радостную новость о рождении сына, его тоже автоматически записывали в алкоголики. На Западе, кстати, таких людей принято лечить. У нас же такие люди стопроцентно становились изгоями общества. (Алкоголизм, наркомания, иные виды зависимостей в цивилизованных странах считаются такой же болезнью, как любая другая).

На предприятиях, на партийных собраниях, очень любили также обсуждать и личную, семейную жизнь. Коллектив интересовало, к примеру, почему Иванов П. изменяет жене, или наоборот. Почему такой-то и такой-то пьёт, чем позорит честь партии. Интересно только, в каком месте у партии была честь?

И таких примеров советского психологического давления, к сожалению, было немало. Такие удивительные, странные, неадекватные истории происходили в нашей стране, на наших глазах, и совсем не удивительно, что, живя в такой стране сплошного прессинга и жестокости, советский человек, в массе своей, был хамовит, нелюбезен, недружелюбен, а про улыбку, вежливость и правила хорошего тона он попросту не знал.

И вот, названия стран поменялись, а советский менталитет – нет. Он живёт и по сегодняшний день, цветёт буйным цветом! А куда ж ему деваться, с такими-то глубокими корнями, он навечно пророс в генетическом коде целых поколений, живущих в, теперь уже, бывшем, СССР.

В этой связи вспоминаются слова профессора Преображенского: «разруха не в клозетах, а в головах. А если головы одни и те же…».