«Народу тяжело, работы нет». Приморские власти просят правительство помочь авиаремонтному заводу

На модерации Отложенный

О ситуации на 322-м авиационном ремонтном заводе, сотрудников которого перевели на двухдневную рабочую неделю, Business FM рассказали сами рабочие

Истребитель Су-27 в цехе 322-го авиаремонтного завода. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

 

Власти Приморья просят российское правительство помочь 322-му авиационному ремонтному заводу, где сотрудников перевели на двухдневную рабочую неделю. Многих сокращают, другие увольняются сами.

По данным профсоюза, причина перехода на двухдневку — сокращение гособоронзаказа, задержки авансовых платежей и оплаты уже выполненных работ. Местные власти и руководство предприятия предлагают наладить на заводе сборку гражданских самолетов: это помогло бы загрузить производство.

 

Этот завод — единственное предприятие по ремонту самолетов и вертолетов государственной и гражданской авиации в Дальневосточном федеральном округе и один из двух крупных заводов в России по ремонту военной авиации. Предприятие, основанное еще в 1930-е годы, находится в селе Воздвиженка в 100 километрах от Владивостока, в Уссурийском городском округе.

Что привело к такой ситуации на предприятии и какие там условия работы, Business FM рассказал начальник отдела подготовки кадров 322-го авиационного ремонтного завода Николай Хромов.

 

— Оборонзаказ непланово выставляют. Народу тяжело, работы нет. Есть техника — ремонтируем, нет техники — не ремонтируем. У нас работают люди из Уссурийска, из муниципальных районов, которые окружают этот завод. Специалисты ушли. В связи с тем что переход был сначала на три дня, потом на два дня, вот люди и уходят, потому что необходимо кормить семьи, а они возможности такой не имеют, ищут работу в других местах. Я буду работать до февраля, а потом мою должность сократят. Зарплату у нас выплачивают сколько отработали, я работал предыдущий месяц три дня, я так и получал. Средняя зарплата была около 46 тысяч. Все зависело от выработки. Я начальник отдела подготовки кадров. Раньше, когда мы работали, был оборонзаказ, я лично набирал учебные группы, готовил специалистов, у меня взаимодействие с учебными заведениями, у меня учились люди. Сейчас очень тяжело. С февраля я уйду на пенсию. Может быть, пойду где-нибудь преподавать. Я военный пенсионер.

— Вы говорите, руководство пытается что-то сделать. А что оно может пытаться сделать, если предприятие работает на оборонзаказе, а оборонзаказа нет?

— Руководство выбивает самолеты, чтобы их ремонтировать.

— Как давно эта ситуация длится?

— Второй год.

 

На сайтах по поиску работы есть относительно свежие вакансии на этом предприятии: например, авиационный техник пятой категории на полную занятость, зарплата от 35 тысяч.

За последний год с завода ушли более 180 сотрудников. С середины этого месяца уволились более 50 человек, которые не согласны с двухдневной рабочей неделей. Сегодня в штате почти 600 человек. Чтобы обеспечить зарплату, предприятие должно получить в 2020 году на ремонт не менее восьми самолетов. На данный момент план гособоронзаказа составляет всего четыре машины.

По суммам гособоронзаказ сократился практически в три раза по сравнению с 2017 годом. Шестьсот человек ремонтом четырех самолетов не прокормить, хотя региональные власти предприятие поддерживают, говорит председатель профсоюза 322-го авиаремонтного завода Максим Жилкин.

 

— О загрузке предприятия неоднократно направляли запросы и в министерство обороны, в Объединенную авиастроительную корпорацию, но это не принесло результатов. Наш основной распределитель заказов в лице ОАК распределяет заказы таким образом, что часть заказов уходит в Центральный округ, то есть затрачиваются силы на перегон авиационной техники с Дальнего Востока в Подмосковье. Мы сами хотим с этим вопросом разобраться, очень сильно настаиваем. Мы доказали, что мы можем обеспечить этот объем работ здесь, на Дальнем Востоке, но почему-то такую возможность нам пока не предоставляют.

— Заказ вам дает именно Минобороны?

— Минобороны контрактуется с ПАО «ОАК». ПАО «ОАК» в дальнейшем распределяет эти заказы между предприятиями. В том письме, которое мы запрашивали, нам было рекомендовано Объединенной авиастроительной корпорацией увеличить свои производственные мощности, сосредоточиться на выполнении гособоронзаказа ввиду того, что предприятие является отстающим по сравнению с другими. Но гособоронзаказ с заводом в 2019 году был заключен в апреле. Само контрактование предполагает выполнение заказа с января по ноябрь, то есть срок изготовления отдельных узлов и агрегатов составляет от шести до девяти месяцев. То есть несвоевременное заключение контракта с заводом, несвоевременное авансирование завода привело к этим обстоятельствам значительного отставания и невыполнения гособоронзаказа, то есть одна ситуация породила другую.

 

Сокращение гособоронзаказа в Приморье задело не только авиаремонтный завод, но и вертолетный завод «Прогресс». Часть работников перевели на другие предприятия холдинга «Вертолеты России», рассказывает корреспондент Vl.ru Максим Тихонов. Также проблемы были и у предприятия «Звезда», где ведется ремонт атомных подводных лодок, там тоже неполная рабочая неделя. Многие сотрудники не стали соглашаться на более низкие зарплаты, кто-то даже переехал в центральную часть страны и ищет работу там. Но в случае с авиаремонтным заводом ситуация критическая. Как реагируют местные власти?

Максим Тихоновкорреспондент Vl.ru«По 322-му авиаремонтному заводу сегодня стало известно, что губернатор подписал одно из обращений вместе с профсоюзом премьер-министру Дмитрию Медведеву, чтобы оказать помощь предприятию, договориться о сборке на 322-м заводе самолетов канадской компании. Эта идея озвучивалась еще в прошлом году губернатором Олегом Кожемяко. Сейчас там никакого производства не ведется, даже если действительно премьер-министр скажет: да, поможем организовать сборку этих канадских самолетов, чтобы часть сотрудников не увольняли, то все равно, чтобы сделать это занятие рентабельным, на это уйдут годы — людей придется обучать. Они не знают, как собирать эти канадские самолеты. А что делать эти два-три года людям, которые сейчас не знают, что будет с предприятием, все равно будут увольнения».

Раньше у завода было несколько филиалов на Дальнем Востоке, например в городе Спасск-Дальний. Сейчас это предприятие выставлено на продажу. В еще одном филиале, рядом с городом Артемом, в поселке Кневичи, сотрудники на неполной рабочей неделе уже более полутора лет.