Зуавы - военнослужащие легкой пехоты французских колониальных войск, которые служили в Северной Африке, начиная с 1831 года. Необычным названием и экзотической восточной униформой зуавы обязаны племени Берберов Зуауа (Zouaoua), из которого был набран костяк первых полков. Чуть позже, с 1838 года, мусульмане, сражавшиеся в рядах французской армии, были выделены в отдельное формирование - Алжирские стрелки. А в рядах зуавов остались служить исключительно французы-католики.
Крымская война 1853-1856 гг. оказалась первой военной кампанией зуавов за границами Алжира и Африки в целом. Этот период стал их звездным часом.
Зуавы принимали непосредственное участие в осаде и захвате Севастополя и внесли значительный вклад в победу союзных войск в войне.
За время Крымской войны они покрыли себя воинской славой. Их необычная запоминающаяся форма и репутация храбрых отчаянных солдат, способных выполнить даже самые сложные поручения, сделали их всемирно известными, если так можно сказать о военном подразделении.
2. Зуавы активно участвовали в алжирской кампании Франции. Солдаты других полков могли попасть в их ряды только после двух лет военной службы. Опытные профессиональные воины, они быстро заслужили звание элитных французских войск в Африке.
К началу Крымской войны в состав французской армии входили три зуавских полка, каждый из которых был расположен в одной из провинций Алжира в качестве гарнизона.
В отличие от униформы остальных подразделений французской армии, униформа зуавов значительно выделялась своей восточной экзотичностью.
Зуавы носили короткую куртку из темно-синего сукна без воротника, длиной до пояса, расшитую шерстяной тесьмой краснокирпичного цвета. В узор тесьмы вплетен фальшивый карман особенного сукна. У каждого полка карман был своего цвета: 1-й- красный, 2-й - белый, 3-й - соломенно-жёлтый. Подкладка куртки сделана из холста или мешковины.
Под курткой зуавы носили характерный жилет, который состоял из передней части из сукна и хлопковой спинки. Жилет застегивался с правой стороны на пять пуговиц.
На ногах были суконные шаровары цвета гаранс (красный) чуть ниже колен. Крой шаровар предусматривал возможные тяжелые военные условия - их фасон включал так называемую "дыру Ламорисьера" (le trou de Lamoriciere) для слива воды после форсирования водных преград.
Синий кушак надевался поверх жилета и шаровар, поддерживая и защищая спину.
3. Зуавам полагался ранец образца пеших егерей, который носился при помощи двух лямок-ремней. Особенности зуавской униформы и снаряжения не позволяли носить им ранец линейной пехоты с дополнительными креплениями на поясном ремне.
В ранец солдаты складывали все свое нехитрое имущество: белье, запасная пара ботинок, белые штаны, рабочая рубаха, ложка, две пачки патронов.
4. На ранец крепился котелок и кабан - серая пелерина, служившая для утепления, палатка, кухонная утварь (гран бидон или мармит).
5. Зуавы были вооружены нарезными капсюльными ружьями модели MLE1842Т. Ствол такого ружья немного короче пехотного. Калибр примерно 18 мм. При стрельбе использовался дымный порох и свинцовая пуля.
6. К ружью полагался трехгранный штык.
7. Ещё один "фирменный знак" зуавов - медный значок в виде полумесяца со звездой, к которому крепится цепочка с иглой для прочистки затравочного отверстия мушкета.
8. Этот значок носился на куртке, на груди с правой стороны, а сам протравник закалывался с внутренней стороны.
9. Ноги и обувь зуавов защищали гетры. Они были такие же, как и во всей армии, застёгивающиеся на 9 или 11 пуговиц, с подкладкой из холста или мешковины. Зуавы для "шику" могли изготавливать нерегламентированные образцы, которые застёгивались на множество маленьких пуговиц. На фотографиях, сделанных во время осады Севастополя, зуавы чаще изображены в более практичных кожаных гетрах.
Кожаные жамбье или краги выше гетр - особая деталь униформы. В период Крымской войны жамбье были свойственны исключительно зуавам и алжирским стрелкам. Их основное назначение - укрепление икр и поддержка гетр.
10. На изображениях и редких фотографиях того времени иногда можно было увидеть вместе с солдатами французской армии и женщин. Это были вивандье или маркитантки.
Известно, что в то время во многих армиях мира женщины составляли их неотъемлемую часть в качестве жен или любовниц, последовавших за своими избранниками на войну, и массы других представительниц прекрасного пола, которые иногда даже тайком пытались следовать за солдатами и устраивать свою жизнь. Но только во Франции подошли к этому вопросу так, чтобы обернуть помеху максимальной пользой для армии.
Женщинам было позволено заниматься торговлей, тем самым поддерживая и подстраховывая военную систему снабжения пищей солдат. Если в эпоху Наполеоновских войн прибыльное дело вивандье регулировалось только военной жандармерией, которая выдавала металлические жетоны и патенты на торговлю, то в эпоху Крымской войны всё сильно изменилось.
Вивандье были включены в состав армии. Их количество было жестко регламентировано 6 человек на полк (в полку было примерно 3 500 - 3 800 человек).
11. Униформа зуавских маркитанток претерпела многие изменения: от прямых брюк, юбки и мундира-корсета, который носили маркитантки линейных частей, до женского варианта униформы мужчин-солдат, с короткой курткой, кушаком и шароварами.
Интересен и характерный головной убор зуавов - феска или шешия, изготовленная из фетра гарансового цвета. Каждый полк имел свои традиции по носке фески. Первый полк носил её с заломом вправо, второй - влево, третий - на макушке. Тюрбан зелёного цвета, или Шеш дополнял феску.
12. Немного изменились и их функции. Как отмечает историк Томас Кардоза, необходимость в продаже солдатам припасов снизилась из-за централизованного снабжения. Хотя, когда случались проблемы с поставками, их услуги были очень полезны.
Однако вивандье были ценны помощью в выхаживании раненых и больных, и просто женским участием и поддержкой. Солдаты очень ценили их добрые слова и заботу, которую проявляли женщины. Вивандье уважали, это была почетная и важная должность, попасть на которую было не так просто. Обычно это были дочери или жены военнослужащих.
13. Поясное снаряжение зуавов отличалось от того, что было в линейных частях. Черный кожаный ремень застегивался с помощью латунной пряжки. К ремню полагалась патронная сумка образца пеших егерей и кожаная лопасть для ношения штыка. У вивандье, конечно, патронной сумки, как правило, не было, но зато часто имелась сабля. У мужчин - у сержантов и капралов - на поясе крепился тесак.
14. Тот факт, что вивандье были включены в состав полка, сделало их работу более опасной, переместив практически на линию фронта. Случалось, что им приходилось принимать участие в бою, вооружившись мушкетом. Однако командование не поощряло такое "неженственное" поведение и практически никогда не представляло их к наградам за героизм.
После Крымской войны зуавы участвовали во франко-прусской войне, Первой и Второй мировой. Во время Гражданской войны в США некоторые американские полки называли себя зуавами и брали их элементы униформы. Даже сейчас можно увидеть упоминания о зуавских пожарных командах и добровольческих отрядах.
И напоследок этого короткого рассказа интересный, но важный факт. Зуавы были единственным военным подразделением, которое на примерно 80% состояло из заместителей. Это опытные солдаты, которые отслужили свой срок и остались в армии, по договоренности замещая другого человека. Что-то типа современных контрактников. Это был самый профессиональный род войск того времени.
Огромное спасибо
tarrri за помощь в подготовке текстовой части.
Комментарии
Комментарий удален модератором
была почетной должность вивандье
Здесь, в Алжире, словно в снах,
Темные люди, похожи на химер,
В ярких фесках и чалмах.
В дымной кофейне невольно загрустишь
Над письмом любимой той.
Сердце забьется, и вспомнишь ты Париж,
И напев страны родной:
Пр
«В путь, в путь, кончен день забав, в поход пора.
Целься в грудь, маленький зуав, кричи “Ура”!
Много дней, веря в чудеса, Сюзанна ждет,
У ней – синие глаза и алый рот»
В плясках звенящих запястьями гетер,
В зное смуглой красоты
Ты позабудешь, приятель Филибер,
Всё, что раньше помнил ты.
За поцелуи заплатишь ты вином,
И, от страсти побледнев,
Ты не услышишь, как где-то за окном
Прозвучит родной напев:
(Припев)
Темная кожа, гортанный звук речей
Промелькнуть во сне спешат.
Ласки Фатимы, блеск её очей
- И внезапный взмах ножа.
В темном подвале рассвет уныл и сер,
Все забыто - боль и гнев.
Больше не слышит приятель Филибер,
Как звучит родной напев:
(Припев)
Помнится, эта песня звучала в к/ф "Красная площадь".
Комментарий удален модератором
Здесь, в Алжире, словно в снах,
Темные люди, похожи на химер,
В ярких фесках и чалмах.
В дымной кофейне невольно загрустишь
Над письмом к далекой к ней.
Сердце забьется, и вспомнишь ты Париж,
И напев страны своей:
В путь, в путь, кончен день забав, в поход пора.
Целься в грудь, маленький зуав, кричи "ура"!
Много дней, веря в чудеса - Сюзанна ждет.
У нее синие глаза и алый рот.
В плясках звенящих запястьями гетер,
В зное смуглой красоты
Ты позабудешь, приятель Филибер,
Все, что раньше помнил ты.
За поцелуи заплатишь ты вином,
И, от страсти побледнев,
Ты не услышишь, как где-то за окном
Прозвучит родной напев:
В путь, в путь...
Темная кожа, гортанный звук речей
Промелькнуть во сне спешат.
Ласки Фатимы, блеск ее очей
- И внезапный взмах ножа.
В темном подвале рассвет уныл и сер,
Все забыто - боль и гнев.
Больше не слышит приятель Филибер,
Как звучит родной напев:
В путь, в путь, кончен день забав, в поход пора.
Целься в грудь, маленький зуав, кричи "ура"!
Много дней веря в чудеса - Сюзанна ждет.
У ней синие глаза и алый рот.
И даже - художественно!