Поднял или опустил?

На модерации Отложенный

 

Я не знаю, сколько процентов сограждан уверено в том, что Путин поднял Россию. Но вколачивают эту мысль им в голову со всей мыслимой и немыслимой энергией, со всем мыслимым и немыслимым искусством и со всей мыслимой и немыслимой технологией. Так что понятно, что слабым мозгам против такой атаки не устоять. И что есть десятки процентов тех, кто в это верит. Путин поднял Россию. Не восемьдесят, конечно, и не девяносто процентов. Не нужно считать весь народ за идиотов. Но даже пятьдесят процетов поверивших, даже сорок – это всё равно очень много. Это значит, что мозг народа поражен на 40 процентов. Спросите нейрохирургов, что происходит при таком поражении мозга.   

Так что, хотя и кажется странным обсуждать такой абсурдный тезис, но придется. В чем состоит подъем Путиным России? И подъем ли это?

Что такое вообще подъем? Это когда страна становится выше. Когда люди страны становятся выше. Становятся добрее. Умнее. Честнее. Когда в стране становится больше любви. И, естественно, меньше ненависти. Когда страна становится тоньше – когда она заливает мир музыкой, от которой замирает сердце. Когда снимает фильмы, от которых мир плачет. Когда пишет книги, которыми мир зачитывается. Когда изобретает вещи, которые мир тиражирует миллиардными тиражами. Когда в страну едут люди со всего мира – учиться. Когда учителей из страны рвут на части школы всего мира – приезжайте к нам, поучите.

Хотите исторические примеры подъема? Да сколько угодно. И чтобы далеко не ходить, возьмем хоть историю России. Много плохого можно сказать про царизм 19-го века. Но подъем очевиден. В науке – Лобачевский и Менделеев (правда обоих Российская академия так и не признала достойными стать ее действительными членами, но я ведь с того и начал: много плохого можно сказать; где теперь та Академия, и где Лобачевский и Менделеев?). В музыке – Чайковский. Но и Мусоргский, и Бородин... В литературе – ну, это вы знаете... В живописи... Везде...

Советское время – еще очевидней. Помимо множества имен первой величины (очень многих) и в науке, и в искусстве, мы видим и грандиозный скачок в культурном развитии духовного арьергарда общества. И в промышленности, к слову, сказать – тоже грандиозный скачок. Не во всех отраслях. Но – во многих.

Мы и сегодня плохо видим советское прошлое и искаженно его оцениваем. Это понятно: страшные преступления были совершены, которые не имеют никаких оправданий, а наша однолинейность (ее даже плоскостностью мышления не назовешь) не позволяет нам вынести одну интегральную оценку советскому времени; вынести же две мы не можем: "извилина"-то одна, да к тому же и прямая.

Но преступления преступлениями, а подъем подъемом. В конце концов, покорение Кавказа, николаевские шпицрутены и непрекращающийся голод хлеборобов тоже были преступлениями. Но они не заслоняют от нас горнести Пушкина или пронзительности Достоевского. То же, конечно, произойдет и советским периодом – просто нужно время, чтобы муть улеглась и светлое отделилось от темного.

Другие подъемы, не наши? Да сколько хотите. Вся история Европы последнего тысячелетия – непрекращающийся подъем. Скорость менялась, менялись эпицентры – Франция, Италия, Англия, Германия... Но подъем был всё время: с 11-го по 21-й век. Явный подъем последних веков в Штатах. Заметный подъем последних десятилетий в Латинской Америке. Сегодняшний бурный подъем в Китае и вчерашний – в Японии. Много, много подъемов...

А теперь посмотрим на путинскую, даже язык не очень-то поворачивается называть нас "Россией" – на РФ. Это подъем?

Тотальная культурная деградация.

Вплоть до невозможного, казалось бы. Когда художники, создававшие очень высокие вещи в советское время, скатываются к самому серому уровню. Ну, самый хрестоматийный пример такого рода вы знаете. Но ведь не этот пример страшен сам по себе – страшно, что исключений нет. Совсем же нет. Ну, просто совсем-совсем. Куда ни кинь – литература, кино, театр... Говорят, мастерство не пропьешь. Во-первых, конечно, это не так – еще как пропьешь. Но с нашими мастерами произошло другое: их таланты поблекли не от алкоголя. От той смены атмосферы, которую путинские соколы от пропаганды, как будто в насмешку, называют "подъемом".

Но бог с ним – с искусством. Бог с ней, с наукой. И даже – с образованием. Посмотрите на людей. Я не о начальниках. Хотя, конечно, это совершенно немыслимо для русской культуры, чтобы крупнейший политический деятель призывал уничтожить отдаленное государство, никак с Россией не связанное, просто по единственной причине – напугать другие государства. Такой риторики себе и Гитлер не позволял: что, дескать, партай-геноссе дорогие, давайте уничтожим Лихтенштейн, чтобы Чемберлен понял, с кем он имеет дело. И чтобы этому крупнейшему деятелю за это ничего не было. Чтобы молчали и прокуроры, и следователи. И коллеги-депутаты. Это Гудкова и Пономарева у нас гонят из ду-ы за "беспутство". То, да – то преступление. А за патриотический призыв к геноциду и развязыванию войны – ничего. Это до какой же степени нужно себя не уважать, чтобы терпеть такое от своих политиков! Вот именно до этой степени мы себя и не уважаем.

Но бог с ним, с Ж.. У него свои игры. И он, естественно, уверен в своей безнаказанности. А как же – столп государственности. Кто еще саккумулирует ненависть, кипящую в сердцах люмпена, и направит ее в безопасное русло?

Но бог с ним. Посмотрите на то, что стало с народом в целом. Посмотрите на рост ненависти. А – на рост глупости. Нет, вы только послушайте эти речи. Это ведь волосы дыбом встают. От этих суждений о мировой политике, об истории, о себе самих, наконец... Послушайте весь этот мат, ставший единственным способом самовыражения. Да и на что нам другой способ, когда единственное, что мы можем выразить, это самое низкое, что есть в человеческой природе? Ничего другого-то за душой у нас нет...

Вот где беда настоящая. Мы вымираем. Не физически, не демографически – это ерунда, демографически всё в порядке. Мы вымираем духовно. И все наши "религиозные возрождения" и "подъемы патриотизма" – симптомы духовной агонии. Вот где ужас. Мы становимся озлобленными, примитивными идиотами. Не способными к духовным взлетам. Вот в чем ужас.

Что это само собой случилось? Или это результат путинской политики? Никакого "само собой" здесь нет. Это целенаправленная политика опускания страны. Началось с преступной войны в Чечне и облаков лжи в ее оправдание. И продолжается тотальной ложью во всём. От низкого – вроде роста имущества и могущества, до высокого – о Боге, нравственности, духовности.

Никогда в своей тысячелетней истории Россия не была в таком плачевном состоянии. Никогда она не вызывала такого презрения со стороны соседей. Никогда не имела так мало за душой. Ни в 13-м веке утраты независимости и погружения в монгольскую супер-империю, ни в 17-м веке восстановления после надрыва Ивана Грозного. Никогда...

Вот так поднял Россию Путин. Так поднял, как не смог ни один лютый ворог. Так, что мы стали сами на себя не похожи. Даже внешне. Узкие, пустые глаза-щелочки на опухших лицах. Такими разве мы были? Еще каких-то двадцать лет назад...