Как гордые буревестники превратились в жирных пингвинов
На модерации
Отложенный
Лихие 30-е годы выдвинули наверх самых лицемерных мастеров художественного слова. За "правильные" произведения в духе так называемого "соцреализма" классикам типа М. Горького и А. Толстого полагались особняки и машины, антиквариат и обслуга - вот и сформировался в борьбе за бесклассовое общество класс "красной аристократии". И. Бунин вспоминает, как его во Франции посетил А. Толстой и агитировал вернуться на родину, где у того "будет всё". Ненароком "красный граф" перечислил то, что имел сам: несколько машин, две дачи и т.п.
В 1940 году, пользуясь служебным положением (он был председателем ВУАПП), Толстой получил только аванс в… 83 тысячи рублей! «Я думаю, что тут удивляться тоже нечего… – оправдывался гигант советской литературы. – Ежемесячно выплачиваю 6000 р. первой семье… Взяв эти деньги, я получил возможность работать над романом. Если это неэтично, стало быть, неэтично писать роман» (В. Антипина, с. 72–73). Средняя зарплата в СССР в 1940 г. составляла около 350 руб./мес.
Картина "А.Н.Толстой в гостях у художника." Холст, масло. 142 x 168 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Автор: Кончаловский Петр Петрович (1876 - 1956)
В 1936 году средняя зарплата столичного литератора составляла около 2 тысяч рублей в месяц, это в 9 раз превышало среднюю зарплату по стране. Современница вспоминала вечер в Клубе писателей в начале 1938 года: «Спускаемся в царство шуб енотовых, обезьяньих, оленьих, на рыбьем меху, бесконечные ботики и кашне, кашне и ботики. Ольга Ивановна (жена писателя Л. Соболева. – В.А.) в длинном серебристом платье из тафты. На грудь ее падает легкий светлый камень. – Мама мне сказала, что эту "слезку" можно надеть – никто не подумает в наше время, что это настоящий камень, – говорит она мне мельком. -Странно, думаю я, - законспирированный бриллиант? Зачем?..» (В. Антипина, с. 196–197)
Б. Пильняк, проводивший обследование жизни и быта грузинских писателей, выяснил, что те имеют в среднем 20–30 тысяч рублей в месяц (и это при том, что ставка гонорара в Грузии ниже, чем в Москве). При этом за счет только литературного заработка во всей республике жили только два писателя. Б. Пильняк пришел к следующим выводам: если бы какой-нибудь фининспектор проверил бюджет писателей Грузии, «он установил бы, что всех их нужно отдать под суд, потому что все имеют какие-то нелегальные источники существования… Писатели начинают относиться к своему творчеству не как к профессии, и, кроме того, это приводит к меценатству, что мы имеем в Грузии». Укажем, что в 1936 году, например, средняя зарплата в Москве составляла 271 рубль, а в Грузии — 235.
Прослышав о легких заработках «правильных» литераторов, многие ринулись штурмовать Союз писателей. Н. Асеев рассказывал: «…Приехал товарищ, который бросил работу фрезеровщика на заводе, принес громадные кипы стихов. Я спрашиваю, что нужно.
— Все продал, развелся с женой, приехал сюда. — Поставил чемоданы.
Он читал мне часа три свои стихи. Я ему объяснил, что это безнадежная вещь, что не надо ходить в Секретариат, по редакциям, а он сказал:
— Нет, приду в Союз. Скажи по-товарищески, товарищ Асеев, сколько платят за строчку?
— У тебя нет таких строчек.
— Скажи сколько?
— Два рубля.
— Если примут десятую долю того, что я написал, значит 5000 рублей. Я на это согласен.
В 1933 году, во время самого страшного в российской истории голода, когда по всей стране миллионы людей умирали от нехватки продовольствия, было принято постановление о создании городка писателей в Переделкино. Сперва хотели возвести 30 дач для крупнейших авторов, однако писатели дожали таки власть, и дач стало аж восемьдесят. Вот параметры «хижины» Вс. Вишневского: площадь первого этажа 146,8 кв. м плюс мансарда высоты в три без малого метра и площадью 61,35 кв. м, плюс терраса в 18,02 кв.
Тема писательского похода на Беломорканал особенно интересна.
На поезде тщательно отобранных литераторов доставили в Ленинград. После завтрака на открытых интуристовских «линкольнах» они поехали осматривать город. В их честь был устроен банкет в гостинице «Астория». На столе стояли заливные осетры и поросята, нарезаны тёши семги, балыки, колбасы, ветчина, сыр. Из напитков подавали водку, вино, шампанское, нарзан, боржом. После перемены блюд подали «первое»: борщ, бульон, лапшу. Затем последовали еще несколько перемен: горячая, в белом соусе, свежая рыба; шашлык по-кавказски, отбивные по-киевски, кровавые куски мяса, бифштексы по-деревенски, жареные цыплята и индюшки. На десерт предложили мороженое, и персики без косточек и кожуры.
«С той минуты, как мы стали гостями чекистов, для нас начался коммунизм. Едим и пьем по потребностям, ни за что не платим. Копченые колбасы. Сыры. Икра. Фрукты. Вина. Шоколад. Коньяк» (А. Авдеенко)
Канал обошелся государству относительно дешево, ведь рабским трудом заменили массу необходимой техники. Экономили на всем: при средней зарплате в стране 130-150 руб. на каждого заключенного тратили в среднем 11 руб. в месяц. Дневной рацион так называемого «каналармейца» состоял из 500 грамм хлеба и баланды из морских водорослей. Но и на хлебе экономили, он был настолько некачественным, что его прозвали «аммонал».
Уже в ходе самой поездки между прикормленными "мастерами пера" развернулось ожесточенное сражение за самый верноподданическое произведение. Пожалуй, в умении сгибаться перед властью всех перещеголял поэт А.Безыменский, он сочинил стихотворение-донос: "Я, сообщая героической ЧеКа, Что грандиозность Беломорского канала И мысль Вождя, что жизнь ему давала Войдут невиданной поэмою в века. И, если коллективом вдохновений Поэму Беломорского пути Сумеем мы в литературу донести, То это будет лучшее из наших донесений!"
Организуя этот поход в лагеря, режим убивал одним выстрелом сразу нескольких зайцев. Он и стращал мастеров слова, одновременно их же задабривал, а через их произведения показывал всему миру и родному народу, что система сталинской лагерной экономики якобы вполне справедлива. Итогом поездки писателей стал коллективный труд «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. 1931–1934 гг.» Среди творцов – знакомые все лица: М. Горький, А. Толстой, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Инбер, В. Катаев и другие.
«Это одна из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы севера. В то же время это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата-диктатора и советской общественности в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда». Такими словами обозначил итог стройки, на которой умерли от сочетания голода и непосильного труда тысячи людей, Максим Горький. Тот Горький, который как никто знал - что такое голод и нищета. Тот самый Горький - литературный псевдоним которого олицетворял стремление защитить людей труда. Так гордый буревестник революции превратился в жирного пингвина...
Горький на Беломорканале
А вот крестьянский поэт Николай Клюев не прогнулся и не продался, написал такое:
То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей...
В 1937 он был расстрелян. К слову, из 571 делегата Первого съезда советских писателей, прошедшего в 1934г., было репрессировано примерно 180 человек (около трети). Так что в "жирных пингвинов" превратились далеко не все...
Источники:
Андрей Мирошкин "Писатели, строители, чекисты" http://www.slovosfera.ru/bookreview/belomorcanal_miroshkin.html
Антипина В. А. Повседневная жизнь советских писателей. 1930–1950-е годы http://coollib.com/b/234412/read
Комментарии
Дело было в начале Великой Отечественной.
На приём к Александру Фаддееву пришла старушка. Незнакомая. Одета просто, чтобы не сказать - бедно. Попросила принять в Союз. Явно хочет получить паёк...
- А что вы написали?
- Стихи, только детские. И печаталась в детских журналах - "Светлячок", "Подснежник", "Солнышко"... ещё до Революции.
- Простите... ещё раз - как вас зовут?
- Гидройц Раиса Адамовна. А по мужу - Кудашова.
- Раиса Адамовна, мы принимаем только серьёзных писателей. С романом, или хотя бы повестью.
- Что ж... нет - так нет, - спокойно ответила незнакомка, и поднялась, прощаясь.
Но на пороге она обернулась и произнесла:
- В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла!
Фаддеева словно подбросило:
- Так это - вы? ВЫ?!
Стоит ли говорить, что Раиса Адамовна получила всё, что хотела, и даже больше? Ведь к этому времени её песенка была новогодним гимном уже для трёх поколений! А всего у столь малоизвестного автора оказалось около двухсот стихов, сказок и рассказов.
Так что давали не всем и не за графоманию. Ценили!
Сборники, приглашения в школы, известность = всё пришло с огромным опозданием, уже на восьмом десятке.
Комментарий удален модератором
На шведском острове Эланд археологи нашли останки массового убийства, произошедшего там 1500 лет назад. Казалось бы, при чем здесь кровавый режим Путина и Незалежная Ненька....
У Горького есть вещи, до которых Захару расти и расти.
Говорю это не в обиду, ему скорее симпатизирую.
Говорил с ним в живую, он небольшой, тихий и говорит хуже чем пишет.
Перефразируя Островского "хорошо, у кого связи в правительстве есть, со связями-то можно дела делать".
Но у Прилепина хоть есть литературные способности, и то хорошо. Хуже когда совсем бездарей в звезды тянут.
Вам около 60, судя по фото. Было бы не совсем обычным, если бы однозначно понравился.
В таком возрасте появляются и проявляются в сильной степени консервативность мышления и многое другое. Это нормально, что нам не интересно и мы многого не понимаем, из нового.
А миллионы сейчас уже н и ч е г о не читают. Даже газет.
Прилепин называл раньше Проханова "деда Саня", а Лимонова "дядя Эд".
Подчёркивая свою учёбу у них обоих.
Что не говори, но о б а они были о ч е н ь серьёзными писателями.
Не вижу несопоставимости. Закон тождества не нарушен.
Хотя то, что Прилепин считает себя учеником Лимонова - многое объясняет.
Серьезные писатели это Валентин Распутин, Виктор Астафьев... Вот что такое настоящая сильная художественная проза. Надо не принижать великих, а учиться у них, тогда станет возможным и возрождение великой русской литературы.
------------
Дальше Вам будет лучше, если оставите в покое мои комментарии.
Дальше то, что ваши слова про 60 лет - всего лишь тупой наезд на личность за неимением аргументов.
А теперь внимание, тест на вменяемость)
удачи в дальнейшей пропаганде либерализма-путинизма и засиранию СССР вам не желаю.
У них разные функции и задачи, и люди там разные соответственно, не все гиганты.
Это для меня слишком сильный градус абстракции.
Советские люди были очень разными. Точно так же, как и не-советские, как люди вообще.
Среди них были и воры, и садисты, и маньяки и серийные убийцы. И многое другое было среди советских людей. Не стал бы ставить = между собой и Чикатило, вполне советским человеком.
Всё остальное, не более чем псевдо-патриотическая риторика и демагогия.
Этот текст, в обсуждении которого мы с Вами в меру понимания участвуем - не о советских людях. Он о советских п и с а т е л я х. У которых была очень разная судьба.
Одни из них лизали задницу власти, а другие нет.
Говорю об этом без оценки, это просто исторических факт. Не-писателями это их не делало, ни то ни другое.
Точно так же и сейчас.
Нам с Вами у кого-либо учиться, уже поздновато.
Опять-таки, в силу возрастных особенностей.
Бывают исключения, но они редки.
На меня не производят отталкивающего впечатления книги Проханова и Лимонова.
Именно их книги.
А вот, кропать тенденциозную ахинею, - это особый дар графомана, тут, как говорится, - медицина бессильна. И бесполезно говорить такому "Бездомному" - не пишите больше, - будет всё равно насиловать "клаву".
Хороший пост. )))
________________________________________________________________________________________________
Задумчиво:
Если чел считает НЕЭТИЧНЫМ заниматься написанием романов за обычную зарплату...
почему бы ему не покопать лопатой?
Сильно подозревают, что после знакомства с лопатой этот "умник" изменил бы своё мнение.
По здравому размышлению пришёл бы к выводу, что таки очень неплохо жить за счёт написания романов.
=А вот крестьянский поэт Николай Клюев не прогнулся и не продался=
Но Клюев не осуждал Горького и Толстого.
Даже землекопы могут быть таки ГЕНИАЛЬНЫМИ.
КОПАНИЕ ЗЕМЛИ кажется очень простым занятием для ЛЮБОГО ДЕБИЛА.
Но... только до тех пор пока не попробуете соревноваться с профи.
Только вот из землекопов никто не делает... ЗАЖРАВШИХСЯ ПАСКУД.
А из поэтов, писателей и особливо "манагеров" сплошь и рядом.
Эти ЛЮДИШКИ под влиянием усиленной кормёжки очень быстро начинают мнить себя этакими СУПЕРАМИ.
СУПЕРАМИ которые по определению должны иметь самые, самые условия жизни.
А ведь в РЕАЛЬНОСТИ интеллект не стоит даже корочки хлеба.
Понятно?
Оплата ИНТЕЛЛЕКТА зависит только и только от наличия в обществе ИЗЛИШКОВ.
Если в обществе мало продуктов...никакому самому талантливому поэту, танцору, писателю не заплатят даже корочки хлеба.
Были в истории такие люди - балтийские славяне. Вот уж кто жил по принципу "сила есть - ума не надо. Что от них осталось? Этнографическое шоу бывшей ГДР под названием Sorben.
пока в обществе имеются ИЗЛИШКИ.
Хреново когда какой либо ИДИОТ начинает думать, что может кормиться исключительно благодаря способностям писать романы, рисовать картины, петь, плясать.
Продукты ИНТЕЛЛЕКТА сами по себе таки не обладают вообще никакой ценностью.
Всё определяется наличием ИЗЛИШКОВ реальных товаров.
Понятно?
Есть ИЗЛИШКИ - можно получить кучу вкусняшек даже за идиотский квадрат Малевича.
А если нет ИЗЛИШКОВ... то даже конкретному ХУДОЖНИКУ (большими буквами именно) не заплатят ни корочки хлеба ни за какую картину:(
А потом идите учить матчасть - художники (в самом широком смысле), интеллектуалы и "манагеры" это даже не две, а три большие разницы. Ваша страстная эротическая мечта, чтобы все с вами несогласные были не приспособленными к жизни ботанами из офисной плесени, сбудется когда-нибудь потом, но не сейчас.
И на досуге подумайте, какими строительными работами и каким сельским хозяйством зарабатывали на жизнь те же скоморохи. Общество, оно очень быстро, как только удается выйти в плюс, интересуется "а как будем развлекаться".
Я вырос среди старых большевиков, случайно выживших после всех чисток, и их детей. На моих глазах происходила трансформация их мировоззрения. Они уже не мечтали о мировой революции, а цеплялись за привилегии. Особенно в ЭТОМ преуспевали их дети, они уже не стали рабочими и колхозниками, а искали места поуютнее и денежнее.
СУЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ.
Как здесь уже правильно сказали, сегодня некоторые "писатели", не имея и десятой доли таланта и заслуг А. Толстого перед русской и мировой литературой и историей, имеют зато в десять раз больше благ.
зы: Горький - также классик мирового масштаба, правильно его поощряли. Пьесы На дне и Васса Железнова сопоставимы с драматургией Чехова.
Но рада была узнать Ваше личное мнение, хотя и абсолютно с ним не согласна.
...В мире есть сотни миллионов шахматистов, но из них выдающихся гроссмейстеров мирового уровня - максимум снесколько сотен, а список (экс)-чемпионов мира за всю историю - пока укладввается менее чем в два десятка, из них ныне здравствующих - иенее десятка, а активно играющих - и того меньше.
В любом другом виде спорта - от футбола до скажем тяжёлой атлетики, настольного тенниса или художественной гимнастики - список любителей немалый, а сот настоящих профи - чемпионов - запомнилось также немного выдающихся персонажей.
То же отностится и к литерстуре, и к любому дркгому искусству : музыке, живописи, театру, балету и т.д...
но невозможно быть глубоко эгоистичным порочным человеком и при этом писать великие произведения, ЛЮБИМЫЕ многими. Качественные, хорошие, интересные тексты можно выдавать, будучи негодяем, но достучаться до души читателя может только хороший человек. Наверху посчитали, что он полезен, поощряли, опекали, вот и все. Его творческие интересы и взгляды совпали с интересами власть предержащих, ну и хорошо, я только этому рада, потому что обожаю его роман о Петре Великом.
Любовь Орлова тоже купалась в роскоши, но при этом и вкалывала за десятерых, с полной самоотдачей. Никто её не мог никогда обвинить в подлости.
Кстати, оба эти человека, и Л. Орлова и А. Толстой были очень дороги Ф. Раневской - вот уж кто был абсолютно кристальной души человек и стопроцентным бессребреником. И никогда не стеснялась обличать конънктурщиков от искусства.
Конечно, слава и материальное благополучие и Горького, и А. Толстого вполне заслужены. Так и должно быть, но бывает крайне редко, к сожалению.
Чехов (Письмо Н.И.Орлову, 22 февраля 1899 г.).
1899 год,а ничего не изменилось.((
--------------------------------------------------
Ничего не полагалось, только премии да прибавка к званиям, все остальное они прибирали (то бишь, воровали) сами!
Мне часто приходилось иметь дело с такими субчиками!
Знать историю надо, что бы на ней учиться и не наступать на те же грабли.
И только недонароды всегда готовые предать свое прошлое.