Что вскрыл теракт в минском метро

На модерации Отложенный

 

Несомненно, что произведенный в Минске 11 апреля взрыв бомбы, унесший жизни уже тринадцати и покалечивший более сотни человек, до глубины потряс белорусское общество своей целенаправленной жестокостью. Спустя 27 часов после теракта в минской подземке правоохранительные органы объявили о задержании трех подозреваемых в этом преступлении. Затем были задержаны еще двое. Все они молодые граждане Республики Беларусь и среди них одна женщина.

Вряд ли приходится ставить под вопрос профессионализм белорусских правоохранителей и сомневаться в том, что арестованы именно те, кто непосредственно осуществил злодеяние. Выступая 14 апреля по белорусскому телевидению, заместитель начальника Следственного управления Генпрокуратуры республики Олег Воронин, первый заместитель министра внутренних дел РБ Олег Пекарский, первый заместитель председателя КГБ Белоруссии Виктор Вегера, несмотря на скупость предоставляемых общественности сведений о ходе расследования, смогли все же привести убедительные данные о том, что арестованы были не случайные граждане, а именно те, кто несет ответственность за исполнение террористического акта. Был продемонстрирован, в частности, видеоролик, смонтированный на основе фрагментов, записанных установленными в метро камерами видеонаблюдения, который дает представление о действиях предполагаемого террориста.

Следует отметить, что в отличие от Александра Лукашенко, поспешившего во всеуслышание заявить о раскрытии этого «несистемного» преступления, представители правоохранительных органов были более сдержанными, сообщив, что следствие находится только в самом начале, и делать какие-то выводы о целях и возможных заказчиках преступления еще преждевременно. Однако при этом было отмечено, что в Белоруссии существует среда, в первую очередь, среди молодежных радикальных группировок, способствующая возникновению таких опасных и уродливых явлений, как склонность к терроризму.

Виктор Вегера обратился к оппозиционным политикам, призвав их подумать о том, как их слова могут воздействовать на молодежь. Он сообщил, что в ходе расследования уголовного дела о теракте достоянием КГБ, наприемер, стал видеоматериал, в котором один из молодежных активистов официально зарегистрированной в РБ партии, одетый в фашистскую форму, заявляет, что «надо ехать в Минск и сделать несколько взрывов».

В настоящее время общественность с напряженным вниманием следит за ходом расследования. Это и понятно, белорусские граждане хотят быть уверены, что подобного больше никогда не повторится. Однако так как по понятным причинам полной ясности пока еще нет, то в обществе циркулируют всевозможные, в том числе и самые невероятные версии и слухи относительно того, кто стоит за организацией массового убийства в столичном метро. Но уже сейчас очевидно, что налицо крупнейшее поражение действующей в РБ системы идеологического воспитания населения, в первую очередь, молодежи.

Подозреваемые в организации взрыва 11 апреля должны были находиться под идеологическим воздействием официозного Белорусского республиканского союза молодежи, штатных идеологов, имеющихся на каждом предприятии и в каждом учреждении. И дело здесь не только в формализме и пресловутом очковтирательстве, которые присущи белорусской идеологической вертикали. Вопрос в том, что в обществе с большим скепсисом относятся к установкам властных идеологов, которые, особенно в последние годы, направлены исключительно на обоснование бессрочного президентства Александра Лукашенко и превознесение его личных заслуг. Далеко не все разделяют и настойчивое стремление идеологической вертикали мобилизовать граждан для отпора неким внешним врагам, формировать в обществе представление о Белоруссии как осажденной крепости, окруженной недругами, посягающими на ее суверенитет как «с Востока, так и с Запада».

Понятно, что подобная политика белорусских властей не находит широкого отклика, внушаемые населению идеологические «ценности» чаще всего воспринимаются абстрактно, поэтому среди граждан нарастает тенденция разочарования и отчуждения от государства.

А разочарованное общество как раз и является той почвой, на которой и могут произрастать самые уродливые общественные явления.

Трагические события 11 апреля в Минске должны быть не только тщательно расследованы, но и послужить основанием для серьезного пересмотра всей системы идеологической работы с населением, в частности, необходимо в корне пересмотреть ее идейные ориентиры.

Действительно, как можно воспитать цельную личность, если молодому человеку одновременно говорится, что полицаи времен фашистской оккупации и соответственно т.н. «белорусская центральная рада (БЦР)» – это пособники Гитлера и предатели, а марионеточная, созданная при покровительстве германских оккупантов в 1918 году «белорусская народная республика (предтеча БЦР) – не что иное как форма самоопределения белорусского народа. Польско-литовские магнаты Радзивиллы, беспощадно подавлявшие народные восстания и уничтожавшие целые белорусские города – это меценаты и распространители европейской культуры, а казацко-крестьянские освободительные войны XVII столетия – не что иное как агрессия «украинского казачества и Москвы» против «государства белорусов, литовцев и поляков Речи Посполитой». Поэтому главный изъян, если ни порок, ныне действующей в Белоруссии системы идеологического воспитания – это боязнь, в том числе и исторической правды. Но, как известно, на зыбкой почве неправды нельзя возвести ничего устойчивого. Одних же усилий даже самых вышколенных спецслужб недостаточно для обеспечения устойчивости государственного здания.

Нельзя не согласиться с руководителем действующего в Белоруссии проекта «Западная Русь» И.Ф. Зеленковским, который считает, что не все современные белорусы знают подлинную историю собственного народа, а если и имеют о ней представление, то в довольно искаженном виде, «когда антигерой выдается за великого белорусского деятеля, а настоящий герой очерняется или вовсе предается забвению». Ведь немало белорусских граждан, например, сожалеют о крахе Речи Посполитой, не имея представления о том, что во времена этого польско-литовского государства на территории нынешней Белоруссии была практически уничтожена богатейшая западнорусская культура, а белорусский народ оказался на грани полной утраты этнического самосознания, и только после воссоединения с Россией началось подлинное национально-культурное возрождение Белорусского края.

11 апреля Белоруссия столкнулась с тяжелым и неожиданным испытанием, вызов брошен не только правоохранительным органам, силовым структурам, но и аппарату управления, государственной идеологической системе республики. Как никогда актуальной представляется задача модернизации белорусской модели государственности. Общественная поддержка власть предержащих не может сочетаться с произволом, который власть позволяет себе по отношению к гражданам. В стране накопилось огромное количество проблем в общественно-политической жизни и в сфере экономики. Никакими репрессиями и ужесточением дисциплины их не решить.

Практика бесконечного убаюкивания населения мифами о стабильности, спокойствии и скором процветании исчерпала себя. Пока на верху «процветают» воинствующий догматизм, безудержное самовосхваление и инерция. Президентская политика замены и постоянной перестановки кадров на высоких государственных постах не приносит ожидаемых результатов. Консервативно-ретроградные кадры высших управленцев пользуются все меньшим авторитетом у общества, правительству откровенно не верят.

Сегодня действия главы государства и правительства в социально-экономической сфере должны учитывать интересы граждан, отвечать реформаторским ожиданиям общества. В противном случае протестный потенциал общества будет только нарастать, вопреки запретам появятся новые политические силы и альтернативные социальные организации, что неизбежно приведет к складыванию в Белоруссии революционной ситуации и социальному взрыву.

http://clck.ru/BXDp