Россия в пространстве Ильича

На модерации Отложенный

 

Павел Куравский
22 апреля, в день рождения Владимира Ленина, социологи и историки анализируют перемены в общественном восприятии образа "вождя".

Одной из наиболее обсуждающихся россиянами тем остается вопрос о захоронении тела Ленина, говорит директор Левада-центра Лев Гудков:

– Мы отслеживаем мнения по этому поводу с 1997 года. Нарастает настроение в пользу того, чтобы похоронить тело Ленина либо рядом с матерью на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, либо у кремлевской стены. Но большинство все-таки выступает именно за вариант Волковского кладбища – 40% опрошенных. 16% считают, что Ленина следует захоронить у кремлевской стены. Всего, таким образом, 56% респондентов убеждены, что больше не надо оставлять тело Ленина в Мавзолее. Причем эта позиция постепенно растет.

– А сколько сторонников сохранения тела Ленина в Мавзолее?

– За то, чтобы оставить все как есть и сохранить Мавзолей основателя советского государства в 1997 году выступало 38%, сейчас – 31%. Это связано с тем, что фигура Ленина постепенно уходит, значимость ее слабеет. Молодые люди уже не воспринимают это как некоторый такой идеологический символ, как культ отца-основателя, вождя пролетариата. Для них это давно прошедшее время. И быстрее всего, как это ни странно, исчезают критические оценки Ленина как одного из основателей этой тоталитарной, жестокой, репрессивной системы. Причем они заметно уходят именно в путинское десятилетие. Понятно, что пропаганда подавила тот критический тон, который был заметен во времена перестройки, который касался и всей природы советского государства, и вождей, как Ленина, так и Сталина.

– Тело Сталина, как известно, тоже лежало в Мавзолее с 1953 по 1961 годы. А что Россияне вообще думают о Красной площади как о ритуальном кладбище?

– Предложение вообще убрать захоронения деятелей советских лет с Красной площади куда-нибудь на кладбища, пока не поддерживается. Мнения здесь раскалываются почти пополам, за это выступает 38%, а 40% выступают против этого. Традиционное отношение к этому месту как некому святилищу советских времен сохраняется и поддерживается.


Профессор МГИМО, историк Андрей Зубов имеет на этот счет абсолютно четкое мнение:

– Разумеется, Ленин не должен лежать в Мавзолее.
Это все равно что посреди Иерусалима находился бы мавзолей, в котором лежал убийца еврейского народа. Ленин является таким же убийцей народов России, и понятно, что ему место среди могил преступников. Другой вопрос – почему он там лежит, хотя его пытались убрать несколько раз и Борис Николаевич Ельцин, и Путин, но, тем не менее, он там лежит. Я думаю, это неслучайно. Не потому, что о нем забыли, и даже не потому, что боятся коммунистов. Это происходит потому, что у нас не произошло смены элиты, и фактически страной управляют люди, которые были в советской элите, пусть не в самом первом ее эшелоне, но делали советскую партийную или ГКБистскую карьеру в последние десятилетия советской власти. И поэтому Ленина не выносят из Мавзолея, – он им, в общем-то, близок. Поэтому же, кстати говоря, статуи Ленина не убирают с улиц, площадей, и названия ленинские не меняют.

– Как обстоит дело в мире? Ведь Мавзолей Ленина не единственный, есть еще несколько прецедентов.

– Там, где коммунистические режимы остаются у власти, пусть частично переродившись, но все равно не скрывающие своей коммунистической природы (как в Китае), или не переродившиеся (как в Северной Корее), остаются мавзолеи основателей их режимов – Ким Ир Сена, Хо Ши Мина, Мао Цзэдуна. Собственно говоря, по этой же причине Мавзолей находится в центре Москвы, и в нем лежит тело Ленина, потому что он – основатель того государства, в котором мы находимся. А те страны, где решили порвать с коммунистическим прошлым, действительно начать возрождать свою страну, развитие которой было прервано коммунистическим периодом, как, скажем, в Болгарии, в Чехословакии, там давно эти мавзолеи разрушили, по крайней мере, они уже не являются предметом поклонения.

– Какой исторический период должна миновать Россия, чтобы прийти к тому, что тело Ленина должно быть похоронено?

– Здесь речь идет не об историческом периоде, не о смене поколений. Потому что, к сожалению, все эти вещи могут из поколения в поколение транслироваться. Необходимо переосмысление себя. Мы должны почувствовать себя не советскими людьми. Мы должна почувствовать, что советский режим, хотя ему мы и наши отцы отдали дань, это, в общем-то, огромная наша ошибка, от которой нам надо как можно быстрее отойти, которую нам надо как можно быстрее исправить. И тогда, я думаю, первым дело вынесем Ленина из Мавзолея.