Назад в СССР

На модерации Отложенный




Второй день нахожусь под впечатлением фильма «Назад в СССР», главную роль в котором сыграл Марат Башаров.
Краткое содержание этого четырёх серийного фильма следующее

Главный герой – Антон – успешный бизнесмен нашего времени, которому уже все поднадоело в этой жизни, ничего не интересно. От скуки и отсутствия любви главный герой бросается в водоворот пьянства. Друг решает его спасти, в результате Антон попадает в прошлое – 1975 год. Там бизнесмен встречает свою настоящую любовь. …

Смотря этот фильм, я, почему-то вспомнил свой рассказик «Я сегодня там, где дают Агдам», о том, как я, игнорируя выборы 2011 года, пошёл голосовать в… СССР.
Ну что я могу сказать о фильме… В общем он мне понравился, хотя некоторые моменты  не соответствуют эпохе 1975 года.
Есть такой эпизод в фильме, когда Антон (Башаров), совершив «перемещение» во времени, и угодив в какой-то погреб, потерял сознание,  потом приходит в себя в доме своей будущей любимой женщины.
И вот он ходит по незнакомой ему комнате и с удивлением осматривает находящиеся в ней  вещи. Он включает черно-белый телевизор, а там передают; по одному каналу балет «Лебединое озеро», а по другому народные танцы. Других каналов нет. Он с удивлением спрашивает свою будущую возлюбленную Наташу – «У вас что, теракты случились?!....  Почему так всё мрачно?...». Наташа отвечает, что всё нормально, и передача хорошая.

Таким образом, в фильм перекочевал миф о том, что людей в СССР по телевизору «травили» только Лебединым озером и речами дорогого Леонида Ильича. Этот миф нашёл отражение в другом эпизоде, когда Антон ехал с таксистом на вокзал, сбежав из психушки. Хочу напомнить, что режиссёр фильма обозначает время, в которое попал герой, как 1975 год.

Так вот… Год 1975 – год небывалого экономического и военного могущества СССР. Брежнев молод и не «жуёт каши». В зените славы находятся Песняры. Советские ВИА плодятся как грибы.  Молодые люди, такие как Наташа, уже слушают Самоцветов, Пламя, Лейся песня, Ариэль, Весёлые ребята, Цветы. В магазинах в продаже Советский джаз-рок «Арсенал» с Алексеем Козловым. Уже можно купить в магазинах Джона Леннона «Imagine». Пластинки «кругозор» помещают на свои звуковые страницы Джорджа Харрисона, Пола Маккартни, Марка Болана. Фирма «Мелодия» штампует «Музыкальный калейдоскоп» и «Музыкальную орбиту».  В начале 70-х в СССР выходят долгоиграющие пластинки Дина Рида с попури песен Битлз и Элвиса Пресли. С экранов телевизоров звучат инструментовки Поля Мориа, Берта Кемпферта.  В кинотеатрах идут «Опасные гастроли» с Владимиром Высоцким, фильмы с Андреем Мироновым. Гайдай выдаёт на гора один шедевр за другим. Студенты в стройотрядах на своих кассетниках слушают Пинк Флойд и Манфреда Манна. Новогодние Огоньки постоянно заканчивались мелодиями зарубежной эстрады. А детские мультики…. Их было не счесть.
Так может быть режиссёр  Валерий Рожнов показал нам более ранние годы? …
А в ранние годы люди сбегали с работы, что бы посмотреть Штирлица в «Семнадцати мгновениях». Смотрели «Щит и меч» и французского Фантомаса.  КВН задолбали своей периодичностью. А «Кабачок 13 стульев»?....... А клуб кинопутешествий?...

Так что уж чего-чего, а посмотреть по телевизору кроме Лебединого озера было на что.
 Что бы увидеть этот балет Чайковского то телевизору, надо было очень удачно на него попасть. 
А выступление Брежнева по радио передавали только тогда, когда проходили партийные съезды. А если серьёзно, то я бы сейчас с удовольствием слушал Брежнева, чем нашего Айфончика.

Потом был такой эпизод, когда Первый секретарь горкома целует Антона на манер Брежнева – взасос.  Вся хохма в том, что НЕ ЦЕЛОВАЛАСЬ ОБЛАСТНАЯ И ГОРОДСКАЯ ПАРТНОМЕНКЛАТУРА!  Это была прерогатива Брежнева.

А те, вели себя достойно.

Есть в фильме такой персонаж,  как  архитектор  Володя  (актёр Александр Андриенко). Он всё время жаловался Антону, что в СССР не нужны специалисты его профессии, и он (Володя) вынужден жить на деньги, полученные от сдачи макулатуры.
Это тоже НЕПРАВДА. Уж кто-кто, а инженер, археолог, архитектор, врач, учитель были ЭЛИТОЙ. Это были люди, обрести статус которых стремились многие. Быть архитектором, инженером было почётно. Да и заработок у них был приличный.
Этот персонаж скорее подходит к началу 90-х годов, когда «элитой» стали воры, бандиты, проститутки, мошенники и предатели.

Занятная сцена получилась, когда Антон пришёл в продуктовый магазин, и был поражён скудностью прилавков. За стеклянной витриной он увидел три-четыре подноса с килькой, огурцами и ещё с чем-то. Он ошарашено спрашивает у продавщицы – «Вы что обанкротились или ждёте завоза?» Наташа объяснила ему, что это лучший магазин в их районе.
Нищенский ассортимент магазина явно преувеличен. Такой ассортимент я видел в конце перестроечных 80-х годов. Ну, а в то время…. Конечно, не то, что сегодня, но и не так убого как в фильме. 
Зато теперь прилавки гипермаркетов ломятся от жратвы. Ну и…. МЫ СТАЛИ СЧАСТЛИВИЕ?!!!.... 
Трассы зачем перекрываем?....

*********************************************************************

Откуда у людей эта ностальгия  по СССР?...
Ну ладно старшее поколение, мозги которых не удаётся засрать «кованым сапогом» и «звериным мурлом».  Но вот что интересно – восьмидесятники, которые тогда были совсем маленькими, начинают с гордостью говорить – «Я родился в СССР!»  Некогда могучая Империя, историю которой пытаются изгадить либерасты всех мастей, начинает постепенно превращаться в светлую легенду.

А у меня откуда эта ностальгия?...
Я не бедствую и не нищенствую. Беды и напасти (тьфу-тьфу) обошли меня стороной, и я не считаю себя неудачником в этой жизни.
Но откуда эта ностальгия?! Это какой то психологический феномен?

Мне как то сказали, что наше прошлое всегда обладает притягательной силой, так как оно прожито и поэтому ПОНЯТНО и ПРЕДСКАЗУЕМО. Прошлое всегда выглядит респектабельнее настоящего.

Но я позволю себе не согласиться с этим. Начало 90-х это тоже моё далёкое прошлое. Но от этого прошлого меня блевать тянет. Эта самая моя чёрная страница в моей жизни (хотя эти годы меня не потрепали) и я не хочу туда. Это прошлое для меня страшный и отвратительный сон, который я даже вспоминать не хочу. Я не совершал никаких преступлений, но вспоминая Лихие 90-е, я чувствую себя причастным к предательству планетарного масштаба.
Сейчас, читая о своей прошлой жизни в газетах, книгах на интернет-сайтах, я ловлю себя на мысли, что учёные либерасты описывают жизнь в СССР с позиций общества потребления, где само человеческое существование необходимо только для того, что бы жрать, продавать, покупать и трахаться.  Человек для них тот, кто в состоянии покупать. Если ты не можешь покупать, то ты неудачник, место которому в крематории.
И вот эти люди пытаются измерить жизнь в СССР количеством полученных удовольствий. И не просто удовольствий, а КУПЛЕНЫХ удовольствий. Ко всему, что нельзя или невозможно купить, они относятся радикально враждебно.

Вот и Антона, главного героя фильма, по началу колбасит – «Где мобильный телефон?... Почему нет в продаже газеты «Коммерсант»?... Включите мне «Европу Плюс»…. Где у вас купить Версаче?...  Почему нет в продаже дирола?....»

И я снова повторюсь – ТЕПЕРЬ ВСЁ ЭТО У НАС ЕСТЬ.
МЫ СТАЛИ СЧАСТЛИВИЕ?!....

 
Был приятный момент в фильме, когда Антон вдруг принял решение не уезжать из СССР. Приятно… честное слово!

А жизнь в СССР можно понять только на уровне ощущений человека жившего в этой замечательной стране.
Ни одна формула, ни один измерительный прибор, ни одна философская теория не даст объективной картинки жизни в Советском Союзе.