ИСЛАМ И ПОЛИТИКА.
На модерации
Отложенный
Специфическая особенность религиозного возрождения ислама в России, в том числе и в Татарстане, заключалась в том, что на процесс «возвращения в ислам» на постсоветском пространстве оказывали влияние страны мусульманского Востока, не только преследовавшие гуманитарно-просветительские цели «помощи единоверцам», но и решавшие конкретные политические задачи. Стоит отметить, что со стороны государственных органов России практически никакого препятствования своеобразному опеканию зарубежным исламским миром мусульманского сообщества страны и региона не было. Как и не существовало даже элементарного контроля над деятельностью различных организаций и структур, формально декларирующих "благотворительные цели".
Нынешний муфтий Татарстана Ильдус Фаизов в одном из своих интервью так описал настроения среди татарского населения в начале 1990-х годов: «Мы смотрели даже на любого арабского студента чуть ли не как на пророка Мухаммеда, нам казалось, что вот сейчас именно они (арабы или турки) научат нас исламу». Естественным стремлением широких масс татарского народа приобщиться к ценностям мусульманской религии в итоге легко воспользовались страны Ближнего Востока.
Традиция татарского дореволюционного богословия, сумевшего за столетия российского самодержавия обосновать необходимость мирного сосуществования в многоконфессиональном обществе, не смогла должным образом получить развитие в 1990-е годы.
Это было обусловлено агрессивным натиском духовной экспансии зарубежных мусульманских стран, обладавших значительными материальными ресурсами для ведения широкой по охвату пропаганды, их деятельностью от финансирования строительства мечетей до образовательного воздействия в разных сферах: тиражирование религиозной литературы иностранных проповедников, открытие сети образовательных учреждений как религиозных, так и светских, пользовавшихся большой популярностью и воспринимавшихся в качестве элитных населением, создание сети мусульманских летних лагерей и организации зарубежного обучения.
В Советском Союзе существовал единый для всех мусульман центр подготовки мусульманских кадров - в Узбекистане, где учились на имама в медресе «Мир-Араб» в Бухаре и Исламском институте в Ташкенте. Унификация официального мусульманского образования позволяла государству контролировать этот процесс, а также прививать его учащимся просоветскую ориентацию, что на тот период времени было свидетельством гражданского патриотизма мусульманского духовенства.
Учиться в зарубежных странах могли только те, кто прошёл вначале обучение в советском Узбекистане, а за пределы СССР отправлялся на учёбу только после тщательной проверки. К примеру, нынешний председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджуддин по завершении учёбы в Средней Азии был направлен в египетский университет «Аль-Азхар» (1973–1978 гг.)
На сегодняшний момент мы можем говорить о влиянии разной степени интенсивности на мусульман Татарстана со стороны ряда арабских стран (Саудовская Аравия, Египет, Кувейт), Турции, Ирана, Пакистана и стран Юго-Восточной Азии.
ПОСКОЛЬКУ после 1991 года среднеазиатские центры религиозного образования оказались за границей, российским, в том числе и татарстанским, мусульманам пришлось выстраивать собственную систему религиозного образования (последний из татар, кто уже в постсоветское время продолжил традицию обучения в Бухаре, был нынешний имам казанской мечети «Сулейман» Ильдар Баязитов (1997–1998 гг.).
Это привело к тому, что в появившихся в 1990-е годы средних и высших религиозных учебных заведениях на территории Татарстана нередко и преподавательский коллектив состоял из иностранцев, преимущественно арабов, и учебники были арабского происхождения. В итоге и через учителей-арабов, и через литературу среди обучавшейся молодёжи внедрялась идеология салафизма (ваххабизма).
Однако главная опасность, исходящая от ваххабитов, кроется в их акыде (вероубеждении).
Под действиями ваххабиты подразумевают не только обязательность выполнения всех ритуалов и обрядов религиозной практики ислама, но и в том числе необходимость ведения ДЖИХАДА («усилие на пути веры»), который ими трактуется как вооружённое противостояние...
В 1990-е годы наряду с созданием собственной системы религиозного образования мусульман в Татарстане (итогом этого стало открытие исламского университета, высшего медресе и 10 средних медресе) была распространена практика зарубежного религиозного образования, представляющая вплоть до сегодняшнего дня наибольшую проблему для мусульман Татарстана.
Первые зарубежные миссионеры из стран Ближнего Востока прибыли в 1992 году, начав организацию летних молодёжных мусульманских лагерей, суть которой сводилась к интенсивному обучению арабскому языку и проповедованию "радикальных форм ислама" (первый такой лагерь был организован в Набережных Челнах).
С этого времени начинается практически неконтролируемый поток желающих учиться в зарубежных исламских вузах, тем более что принимающая страна обеспечивала приезжающих татар проживанием и питанием, оплачивая зачастую и дорогу. Столь комфортные условия приёма абитуриентов вызвали шквал желающих обучиться в исламских вузах арабского Востока, преимущественно Саудовской Аравии, которая активнее других рекрутировала в Татарстане желающих учиться в её вузах.
Одной из главных проблем в зарубежном обучении российских мусульман является то, что зачастую студенты воспринимают традиции и ценности той страны, где учатся, как идеальные, служащие образцом для подражания. Возвращаясь на родину, они стремятся перенести ту практику жизни, которую они наблюдали за рубежом, на российские реалии, что неизбежно приводит к радикализации паствы, через которую приезжие выпускники арабских вузов проводят позаимствованные за рубежом ценности, чуждые России.
25–28 сентября в Казани прошёл 8-й съезд востоковедов России, на котором, в частности, предполагалось выступление члена Общества востоковедов России Раиса Равкатовича Сулейманова «Зарубежное религиозное влияние на мусульман Татарстана в постсоветский период». С учётом актуальности темы представляем этот материал (публикуется с сокращениями, с полным текстом можно ознакомиться на сайте Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.
"КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"
Комментарии
- Какие ценности , кроме насилия и мрака несет ислам ? Покажите хоть одну страну, где ислам способствует научно-ехническому прогрессу и несет базовые свободы народам ?
что в 21веке, всё оружие и армии, созданы ради любовниц городских мужЧИНов.
Это деревенские мужики любят всех баб, и могут даже в стогу сена, сделать счастливой, любую бабодурочку в халатике.
А мужЧИНы типа Петреуса (ЦРУ), Сердюкова, Клинтона,
любят только высокообразованных интеллектуалок,
типа Ливински, Васильевой, Бродвелл
которым для счастья нужны хоромы, цацки, наряды
А умный Сердюков, не только ради любимой продавал и покупал оружие,
а еще и ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ МИРА!
оружия то понаделали полно, всяких пиЗДалетов, калашей, местралей, курсков...
и если оружием не торговать,
значит придётся воевать!
А таких любвеобильных сердюковых и любовниц васильевых много не только в России,
но и в Америке, и в Европе, особенно во Франции.
И пока есть любовницы у министров и генералов, никакой войны и быть не может,
оружие то все распродают для ненасытных интеллектуалок,
А вот у арабских ЧИНов, любовниц нету
у них многожёнство
оружие продавать незачем, вот они и воюют без останову
Восток – дело тонкое http://maxpark.com/community/1039/content/1672428