Эксперты рассказали о рынке юрвакансий

На модерации Отложенный

Посмотрели все вакансии работодателей и анкеты соискателей в юридической сфере, доступные на сайте HeadHunter в апреле текущего года. Узнали кому из юристов сложнее всего найти работу и в каких сферах самый большой спрос на них. Также удалось определить запросы выпускников престижных столичных юрфаков, у которых еще нет опыта работы. А эксперты объяснили, почему в российских регионах тяжело найти хорошего узкоотраслевого юриста.

Самые проблемные кадры

Непросто найти работу юристам старше 30 лет с высокими зарплатными ожиданиями. Исследование «Право.ru» подтверждает, что на портале HeadHunter (HH) большинство специалистов, ищущих работу в юридической сфере, имеют опыт более 6 лет и возраст от 30 до 40 лет. Работодатели сомневаются, что такие кадры смогут обучиться новым подходам в профессии. Кроме того, эти сотрудники чувствительны к графику работы, размеру зарплаты из-за наличия семьи и постоянных расходов, объясняет Сергей Егоров. Данные HH подтверждают, что самая острая нехватка вакансий в сегменте зарплатных запросов выше 100 000 руб. в месяц.

Методика исследования: аналитики Право.ру проанализировали 8797 вакансий в России и 57300 резюме с условиями: отрасль "юриспруденция", полный рабочий день, полная занятость. Размещены и актуальны на сайте hh.ru в апреле 2019 года.

Но сложнее всего сейчас приходится выходцам из крупного международного консалтинга. С одной стороны подобная школа дает отличный практический опыт, знание языка и привычку работать 24/7. В таких компаниях очень чёткая специализация: люди годами занимаются одним и тем же, ничего другого не умеют, констатирует Анна Сорокина,. 

Специалистам, которые годами проработали только в одном направлении сейчас очень сложно адаптироваться. Плюс они привыкли к огромным зарплатам и социальным пакетам, подчеркивает эксперт. Рульфы платить юристам на том же уровне не готовы. Проигрывают выходцы из крупного международного консалтинга и в умении продавать свои услуги. Десятилетиями проекты сами приходили в российские офисы международных компаний от офисов из других юрисдикций, говорит Сорокина: «Мы все помним «жирное» начало 2000-х, когда множество инвесторов приходило в Россию, строились заводы, запускались ГЧП проекты». 

Санкции и кризис изменили эту ситуацию: поток иностранных проектов иссяк, а русские клиенты не готовы платить по высоким ставкам ильфов. Вместе с тем, юристы из международных юрфирм не привыкли активно вести социальные сети, позиционировать свою экспертность, развивать сеть профессиональных контактов, одним словом – быть заметными на рынке.

А без этого сейчас продвигать свои услуги тяжело. Анализ рынка вакансий на HH показывает, что сильнее всего в юристах нуждается финансовый сектор: банки, инвестиционные и страховые компании. Нехватка кадров есть и у юридических консалтинговых компаний. 

Сложности в субъектах РФ

На региональном уровне у юррынка свои особенности. Там сложнее всего приходится юристам с одной узкой специализацией. Для них вакансии могут найтись всего в 10-12 компаниях в регионе, а то и меньше, отмечает Станислав Солнцев. Тяжело приходится и просто амбициозным людям, которые имеют за плечами серьезный опыт работы, актуальные компетенции и отличное портфолио проектов. 

Найти и занять высокооплачиваемую и интересную позицию растущему инхаусу в регионе особенно проблематично, констатирует Роман Пирогов: "Все "теплые места" уже заняты, а новые интересные позиции появляются на рынке труда крайне редко, поскольку динамика бизнеса в нашем регионе (прим. ред. – Нижегородская область) существенно ниже, чем в столице". А в консалтинге такие специалисты, упираясь в потолок, начинают заниматься частной практикой, или все-таки уезжают в Москву. Если ориентироваться на цифры HH, то сложнее всего найти работу юристам на Кавказе (Чечня, Северная Осетия), а богаче всего выбор вакансий у соискателей из Челябинска и Екатеринбурга. 

Кто нужен юрфирме в современных реалиях

Сейчас крайне востребованы специалисты, которые больше, чем просто юристы. Им надо разбираться в бизнес-процессах, финансовой отчётности, применять навыки психологии и медиации, говорит Сорокина: "Мы идём к тому, что только юридического образования уже не хватает. Крайне важно расширять свою экспертизу за счёт смежных областей и знаний". Тенденции юррынка таковы, что количество юридической работы не увеличивается. Нет предпосылок для открытия бОльшего количества новых вакансий. По наблюдениям Егорова, если работодатель не может найти нужного юриста, то это не из-за того, что спрос превышает предложение в конкретной области, а из-за нерыночных условий вакансии. 

У нас (прим. ред. – работодателей) сейчас высокая конкуренция за таланты и высококвалифицированных людей. Несмотря на то, что людей с дипломами юристов крайне много, из каждого выпуска не более 5-10% выходит талантов. Остальные там зря протирают штаны. Эти таланты в свою очередь имеют свои предпочтения по форматам (госслужба, наука, консалтинг, инхаус) и по специализации (транзакционная работа, разрешение споров, налоги и т.д.). В итоге получается, что у юркомпаний дичайший дефицит.