Как вымирает Россия. Карта опустевших городов
inShare2 |

Согласно самым реалистичным демографическим прогнозам, население России в ближайшие десятилетия будет не расти, а сокращаться. В то же время в крупных городах есть проблема нехватки доступного жилья для населения. Государство же принимает многообещающие программы: поставить рекорды по вводу жилья, перегнать всех и вся и тому подобное. Согласно планам Министерства регионального развития, в 2013 году планируется ввести 64 млн кв. метров жилья, в 2015 году – 71 млн кв. метров, а в 2020 году – 92 млн кв. метров.
Увы, за бодрыми отчетами о введенных квадратных метрах зачастую забывают о весьма неприятной проблеме. Сокращение численности населения идет неравномерно по регионам России. Москве, например, сокращение населения не грозит. Тут стоит проблема строительства жилья и создания широкой урбанизированной зоны вокруг Москвы. Но в большинстве других регионов страны жилье надо будет не строить, а сносить, причем в огромных, увеличивающихся масштабах. А что такое ликвидация жилья? Это ликвидация инфраструктурных элементов: подачи воды, электроэнергии. Не могут же питаться электроэнергией пустующие деревни, поселки и районы городов. Расселение становится более дисперсным, усложняется поддержание инфраструктурных связей. Нельзя продолжать строить дороги, которые связывают пустеющие населенные пункты. Это очень затратно и неэффективно.
Отсюда неизбежная тенденция – добровольная и принудительная концентрации населения, ликвидация неперспективных поселков и деревень. Все это социально болезненные меры, но они неотвратимы. Ведь есть поселки, где в многоэтажном доме живет один человек или несколько семей. Их нужно обеспечивать теплом, водоснабжением, канализацией и прочим. С другой стороны, нельзя эти разрушающиеся дома оставлять, чтобы там жили бомжи, наркоманы и крысы. Это очень сложная проблема, которая практически не обсуждается.
Перепись населения 2010 года обнаружила массу поселков и городов, от которых остались одни названия! Они значатся в кадастрах, они существуют на бумаге как административные единицы. Многие руководители районного или даже областного уровня командуют территориями, на которых нет людей.
Резко снизилась населенность не только деревень, которые просто исчезают с карт, но и малых городов и поселков. Не стоит думать, что это только районы Дальнего Востока, – это и области, находящиеся в 200–300 километрах от Москвы. Конечно, в зоне притяжения крупных городов это не проблема. Но достаточно выехать недалеко за пределы этой зоны, и вы увидите, что там происходит. Возьмем, к примеру, Тверскую область, которая исторически разрывается между Петербургом и Москвой. Миграция в эти два мегаполиса в совокупности с высокой смертностью и низкой рождаемостью приводит к обезлюдению региона.
Если посмотреть на Сибирь, то будет очень трудно поддерживать разреженную «ядерную структуру», присущую системе расселения за Уралом. Там и так всегда не хватало центров – мест концентраций функций второго уровня, а экономические и административные центры первого уровня были в основном расположены вдоль Транссибирской магистрали. А вокруг них пустыня. В дальнейшем проблемы там будут только нарастать.
И возникает естественный вопрос: как сохранить социально-экономическую и политическую целостность страны с такой системой расселения – с гипертрофированной столичной головой, со слабеющим телом в центральной европейской части и слишком тонким хребтом за Уралом? На этот вопрос ответа пока нет.
Источник: Всероссийская перепись населения 2010 года
Всего | Число поселений без населения | Число поселений с населением менее 6 человек | Число поселений с населением 6–10 человек | Доля пустых поселений | Доля поселений с населением 0–10 человек | |
СЗФО | 29618 | 5920 | 7359 | 3898 | 20% | 58% |
ЦФО | 59762 | 9732 | 11265 | 6613 | 16% | 46% |
Российская Федерация | 153124 | 19416 | 22971 | 13254 | 13% | 36% |
ПФО | 34042 | 2706 | 3375 | 2021 | 8% | 24% |
ДФО | 2729 | 143 | 126 | 67 | 5% | 12% |
УФО | 5816 | 260 | 242 | 170 | 4% | 12% |
СФО | 11464 | 344 | 424 | 315 | 3% | 9% |
СКФО | 3322 | 171 | 49 | 31 | 5% | 8% |
ЮФО | 6371 | 140 | 131 | 139 | 2% | 6% |
Источник: Всероссийская перепись населения 2010 года
Всего городов и ПГТ | Городов и ПГТ с населением менее 3000 человек | Доля городов и ПГТ с населением менее 3000 человек | |
СЗФО | 288 | 53 | 18% |
ЦФО | 631 | 62 | 10% |
Российская Федерация | 2386 | 361 | 15% |
ПФО | 469 | 63 | 13% |
ДФО | 232 | 86 | 37% |
УФО | 190 | 14 | 7% |
СФО | 356 | 71 | 20% |
СКФО | 92 | 6 | 7% |
ЮФО | 128 | 6 | 5% |
* включая поселки городского типа
Источник: Всероссийская перепись населения 2010 года
Все комментарии (53)
комментирует материал 20.03.2013 #
Да. Позапрошлым летом возила свою старенькую тетушку на родину в Тверскую область. Ее деревню Кульшево и соседние Козлово и Коптеловку не нашли, исчезли с лица земли, а крупнейшее тогда село Карамзино превратилось в крохотную развалившуюся деревеньку. Сельсовет, школа, клуб - все исчезло. Доживают свой век дряхлые беспомощные старики, для которых 100 рублей - бешеные деньги. Повсюду заброшенные сады и дома. Поля не сеянные, бурьян повсюду. Ужасное впечатление. И разрушенная еще в войну церковь в Золотилово, но фрески в ней еще сохранились. Вот ведь за 70 лет дождем не смыло.

отвечает Lika Kor на комментарий 20.03.2013 #
Повсюду заброшенные сады и дома. Поля не сеянные, бурьян повсюду. Ужасное впечатление.
отвечает Пиня Зисельман на комментарий 20.03.2013 #
Да. Ходила с 1971-го года по своему краю. Знаю на своем направлении каждую елочку. К 2012-му году разрушено почти все на расстоянии 20-ти км. от станций электричек. Все заросло чертополохом. Дорог нет, мы ходили тропами. Родники завалены, оставшиеся превратились большущие рукава. Особенно плохо с "укрупнением и сокращением посевных земель". При укрупнении - под бульдозер идут все выросшие на свободном пространстве мелколестные деревца, вместо того, чтобы собрать их (пятилетние) и пересадить туда, где были пожары. Площадь распахивается. Затем через три года - сокращение - все зарастает по новой. А рядом за бюджетные деньги выращивают в питомниках то, что само растет на укрупненных пашнях. В общем, как всегда - против дураков нет приема.

отвечает Инна Воронова на комментарий 20.03.2013 #
Ужас.
В общем, как всегда - против дураков нет приема.
Везде так.. Свалки. Вдоль рек пакеты полиэтиленовые и бутылки, мусор...
Пикники.. За собой не убирают... Приезжают... И на той же грязи ... пьют, едят у реки...
отвечает Георгий Львов на комментарий 20.03.2013 #
Власть не народная.
А народ превратился в свиней.
отвечает Георгий Львов на комментарий 20.03.2013 #
Да не во власти дело, что у нас за присказка:"Кошка бросила котят - это Путин виноват"! Дело в аморальности и отсутствии воспитания. Да, мы ездили на Байкал. Кошмар!!! Вдоль всего берега сплошняком бутылки и пакеты...Не знаю, как в другом секторе, где отели, а мы были в частном секторе.Так загрязнить самое прекрасное озеро в мире - могут только русские...Ну, какой бы немец это допустил? Что за люди? Вот как не научит мама в детстве сморкаться в платок - так и сморкаются двумя пальцами. И тут так же!

отвечает Инна Воронова на комментарий 20.03.2013 #
Не любит народ свою землю...вот и мусорят.

отвечает Владимир Потапов на комментарий 20.03.2013 #
Просто никогда не признавали воспитания, шариковы.

отвечает Инна Воронова на комментарий 22.03.2013 #
В Дойчланде принимают посуду - всю! И пластиковые бутылки. Поэтому никто и не бросает, а если бросют, то тут же "санитар" подойдёт, из ствола допьёт, капли стряхнёт - и к ближайшему пункту приёма.
Надо и у нас это сделать.
В советское время в одном кафэ-стекляшке в Питере вытирала пиво со столов тётя Света. Работала ударно - чистота и порядок, пьяных нет. Там висел плакат, что приносить и распивать нельзя. А тётя Света разрешала и давала стакан каждой компании. Она собирала все принесённые бутылки и сдавала их. Одна поднимала двух детишек и маму-блокадницу обихаживала. Сначала переехала из коммуналки в отдельную кооперативную квартиру, потом выучила детей и купила им по квартире, всегда помогала сестре с пьяницей-мужем...
Словом, достойная и мужественная женщина. Маму похоронила, познакомилась с вдовцом, инженером. Купили дачку у нас в Вырицах. Живут и любят друг друга, и ждут детей погостить. Дай им Бог здоровья!

отвечает Анатолий Лукьянов на комментарий 20.03.2013 #
Значит на баррикады, товарисч???

отвечает Владимир Крестьянский Внук на комментарий 20.03.2013 #
Не стоит на одни грабли дважды.

отвечает Теодор Че на комментарий 20.03.2013 #
А не получается, не убрав грабли....
Их для того и разложили, чтоб по другому - никак...

отвечает Владимир Крестьянский Внук на комментарий 20.03.2013 #
Одно дело прибрать, другое - шишки набивать.

отвечает Владимир Крестьянский Внук на комментарий 20.03.2013 #
+)))
Минимальное количество денег, необходимое для того, чтобы вы утром шли на работу, а вечером не шли на баррикады, называется зарплатой.

комментирует материал 20.03.2013 #
Образ жизни в стране надо менять - собраться с силами и выключить механизм самоуничтожения россии. запущенный в начале 90-х либералами.
комментирует материал 20.03.2013 #
Горожанин всю жизнь, но заброшенные поселения и в ранешнее время видал. А статистике давненько привык не очень доверять. Но это - к слову. Помню, как Полярная Правда порадовала мурманчан - нас более полумиллиона! Крупнейший в мире Заполярный порт! 40% морской рыбы даем Родине!.. Недавно сунулся в Мурманский интернет - 300000...
отвечает Maрина Малинина 01"14 на комментарий 20.03.2013 #
Самое печальное даже не это, а то что и городское население не растет.
Вымирает вся Россия, не только села....

отвечает Maрина Малинина 01"14 на комментарий 20.03.2013 #
Не все, не везде, но страшно. http://maxpark.com/user/37451

комментирует материал 20.03.2013 #
Неужели немцы правы и точку невозврата мы уже прошли.

отвечает Руслан Торчинов на комментарий 20.03.2013 #
Русины возвращаются, может они спасут Россию. http://www.perunica.ru/kultura/6693-vernuvshiesya-na-rodinu-iz-yuzhnoy-ameriki-starovery-bedstvuyut.html

отвечает Полина Вычужанина на комментарий 20.03.2013 #
Их немного. Не спасут. Сами должны. Власть должна!
отвечает Георгий Львов на комментарий 20.03.2013 #
Да это я так, от безысходности.

отвечает Георгий Львов на комментарий 20.03.2013 #
На власть надейся, да сам не плошай. У самих плохо получается. Управленцев с совестью нет. А нам образование позволяет токмо пахать и сеять.

отвечает Георгий Львов на комментарий 20.03.2013 #
Власть заточена только на убивание страны! Сами должны!
отвечает Аркадий Голицын на комментарий 21.03.2013 #
Ужель-таки вся и только на уничтожение? Саддам, Каддафи и др. им не предупреждение?

комментирует материал 20.03.2013 #
В начале 90-х в деревню переехало много народа из бывших Союзных Республик. В нашу (Воронежская губерния), в основном, из мест, где шла война – Ош, Карабах. Сегодня переезжают уже из Российских окраин – Архангельск, Псков и др. И всё равно половина домов стоит пустыми. Умрут деревни – исчезнут малые города. Что останется?

отвечает Теодор Че на комментарий 20.03.2013 #
В 70-80 годы деревня сама по себе росла, а пришли 90-е и началось её уничтожение с торговлей земли.

комментирует материал 20.03.2013 #
Встают извечные "русские" вопросы - "кто виноват"? и "что делать"?
комментирует материал 20.03.2013 #
Вы нашли данные в интернете, а я это вижу на яви.

отвечает Полина Вычужанина на комментарий 20.03.2013 #
Горожане выезжают за город. Видят...
Но у вас мнение, конечно, сложилось не из того. что видно из окна машины...
комментирует материал 20.03.2013 #
А они о большевизме, о Ленине, о их преступлениях ... (см. блог).
Вспомните еще Мамая или Тамерлана с Александром Македонским...
Ивана Грозного...
Они и виноваты во всем! А потом - большевики! А у большевиков - царизм!
комментирует материал 20.03.2013 #
Мне пришлось все это пережить http://blog.i.ua/user/494045/191390

отвечает Геннадий Цопанов на комментарий 20.03.2013 #
Какой ужас. Вот образец вымирания России. И с каких пор там такая пустота.

комментирует материал 20.03.2013 #
К сожалению проблема с деревнями и малыми городами началась еще во времена союза. По отдельным территориям типа БАМ были разработаны достаточно толковые программы. Там не нужно изобретать велосипед, нужно ее отредактировать сточки зрения приоритетов и актуальности и вперед. Для огромного региона это реальная программа развития. С сельским хозяйством сложнее. Там просто нет специалистов. Под эту проблему нужны фигуры типа Зубкова, Примакова. А сегодняшняя правительственная шушера типа Дворковича - это издевательство над здравым смыслом, не то что над наукой. У нас ведь сельское хозяйство оказалось между двух огней, с одной стороны ВТО, чтобы оно Путину с Медведевым по ночам снилось, с другой криминал и диаспоры реально контролирующие и рынки и сети. "Куда бедному крестьянину податься?" Для сельского хозяйства нужна программа, сродни оборонному комплексу. А ее и в СССР толком не было. Нужна наука, нужны управленцы в этой сфере. А сейчас это просто констатация фактов и нанотехнологи с наноурожаями
отвечает Леонид нагайцев на комментарий 20.03.2013 #
Знаем с кого началось - пачпорта выдал, а деревню сгубил.

отвечает Теодор Че на комментарий 20.03.2013 #
Деревню сгубил Сталин, но он паспортов колхозникам не давал.
Вы что-то перепутали.

отвечает Николай Ходосевич на комментарий 21.03.2013 #
Вы давно были в деревне?
Я крестьянин в N-ном поколении.

отвечает Теодор Че на комментарий 22.03.2013 #
Приветствую Вас, крестьянина в N-ном поколении! Только, что Вы этим хотели сказать?
Что Сталин не загубил деревню?
Моя мама и сейчас живет в деревне, я ее навещаю время от времени. Дед по отцу был тоже деревенский, а отец, я и мои дети - городские

отвечает Николай Ходосевич на комментарий 22.03.2013 #
Колхоз - оптимальная форма ведения сельского хозяйства на Руси.

комментирует материал 22.03.2013 #
СЗФО - ассоциируется с СИЗО. Ну и поназывали, словно в насмешку...
В прошлом годе съездил в посёлок Зелёный Бор Ивановской области.
Там как раз областные власти закрыли ткацкую фабрику, которая работала с доходом и давала работу всему посёлку. Фабрике было более 100 лет. Остановили все службы, включая и котельную, которая отапливала дома в посёлке...
Люди жили - была школа, детский сад, магазин... Теперь ничего нет, окрестные колхозы тоже развалились. Так и вымрет хорошее и красивое место на берегу бывшей судоходной реки.
Именно такие посёлки надо сохранять, даже если они и нерентабельны.
Именно в таких местах надо строить "осколково" и оффшоры.
В России мало осталось своего производства. Надо не сгружать его в мегаполисах, а выносить на периферии.
Конечно, если судить здравым умом человека, собирающегося жить в России до конца дней, да чтоб дети-внуки тоже здесь жили, то надо переносить столицу в геоцентр России.
Власть об этом не заговаривает и даже против, и совсем это не потому, что они лохи, а как раз наоборот - при более даже тонком уме, чем мы с Вами думаем: усвистят потом в за рупь ежи, а мы останемся в стране, разрушенной ихними делами.
Такие дела.

Комментировать