США продадут Пакистану истребители F-16

На модерации Отложенный

Появившаяся в начале февраля с.г. информация о согласии Госдепа США удовлетворить запрос Пакистана по закупке 8-и американских истребителей F-16 с сопутствующим оборудованием на общую сумму около 700 млн долл. вызвала ожидаемо негативную реакцию в соседней Индии и спровоцировала дискуссию в Сенате США, где эта сделка подлежала одобрению.

Масла в огонь подлило последовавшее через месяц сообщение о планах Пакистана увеличить до 18-ти число закупаемых истребителей F-16 в рамках программы по замене устаревших и близких к выработке ресурса китайских, а также французских истребителей, находящихся в составе ВВС Пакистана с 70-80-х годов прошлого века.

Необходимо предварительно кратко остановиться на вопросе, о какой боевой машине идёт речь, обозначаемой маркой F-16. Этот истребитель относится к классу “лёгких” и предназначен для нанесения ударов по наземным и воздушным целям. Компанией Lockheed (ныне Lockheed Martin) он тоже был разработан достаточно давно (на рубеже 60-70-х годов). Однако с тех пор F-16 не раз проходил глубокую модернизацию и сегодня выпускается в нескольких модификациях, подтверждая мнение о том, что этот истребитель оказался одним из самых удачных проектов ведущей американской оборонной компании. Всего изготовлено свыше 4500 единиц этой машины (по нынешним временам гигантская серия), которые находятся на вооружении ВВС нескольких десятков стран. F-16 последних модификаций и поныне вполне отвечает современным требованиям, особенно с учётом параметра “стоимость/эффективность”. Истребитель неплохо зарекомендовал себя в реальных боевых условиях, в которых оказывались ВВС не только США, но и других стран, включая тот же Пакистан.

Соображения о необходимости поддержания в рабочем состоянии производственных линий Lockheed Martin, продолжающих выпуск F-16, стали одним из самых весомых аргументов в пользу удовлетворения запроса Пакистана. Сохраняющийся высокий потенциал F-16 актуализирует политические аспекты поставок Вашингтоном этих истребителей в регионы, ситуация в которых отличается повышенной напряжённостью. В журнале НВО ранее обсуждалась тема обострения ситуации в Тайваньском проливе после решения США продать Тайбэю новую партию американских вооружений, основной компонентой которых станут как раз истребители F-16.

Сообщение о планах продажи этих истребителей ВВС Пакистана произвело тот же эффект в индийско-пакистанских отношениях. Едва ли в Индии будут удовлетворены объяснениями обеих сторон данной сделки о необходимости повышения потенциала пакистанской армии, ведущей борьбу с так называемой “сетью Хаккани”, одним из наиболее радикальных исламистских движений. Ибо обладание эскадрильей F-16 последних модификаций несомненно повысит потенциал пакистанских ВВС в военном противостоянии с Индией.

Зачем же США подвергают испытаниям успешно протекающий процесс формирования тесных отношений с одним из двух азиатских гигантов (Индией), который более или менее явным образом позиционируется в качестве стратегического оппонента другому гиганту – КНР?

На первый взгляд этот вопрос кажется вполне естественным, поскольку Китай уже превращается в основного источника вызовов американским позициям не только в Восточной Азии, но и в Африке, Латинской Америке и даже в Европе.

Однако на самом деле в данном случае не имеет смысла спрашивать “зачем?”. Ибо неизбежное недовольство Индии указанным шагом Вашингтона (видимо, подвергшееся предварительной оценке на степень серьёзности) стало лишь побочным эффектом американских попыток решения накопившихся проблем в отношениях с Пакистаном.

Играя крайне важную роль в афганском конфликте и в усилиях по его более или менее приемлемому для США разрешению, Исламабад во всё большей степени оказывается в “поле тяготения” Китая.

Последним свидетельством этой неблагоприятной для Вашингтона тенденции явился гигантский проект (общей стоимостью свыше 40 млрд долл.) строительства транспортного коридора, который свяжет Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР и пакистанский порт Гвадар на берегу Аравийского моря. Соглашение об этом было заключено в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Пакистан, состоявшегося в апреле 2015 г.

Главным образом на данный проект указывали в Сенате противники продажи Пакистану истребителей F-16. Но не только. В ходе обсуждения говорилось о двусмысленном поведении Пакистана в отношении афганских талибов. Так, отвечая сторонникам развития кооперации с Пакистаном в “борьбе с терроризмом”, сенатор Рэнд Пол (претендовавший ранее на участие в президентской гонке от республиканцев) сказал: “Они берут у нас деньги, оружие и смеются нам в лицо. Пакистан является образцовым примером злейшего друга (frenemy)”.

И всё же сторонники удовлетворения пакистанского запроса оказались сильнее, победив в ходе голосования со счётом 71:24. Накануне голосования и после него были предприняты меры по “заговариванию зубной боли” (индийской). Подобного рода терапия проводилась в ходе визитов в Дели руководителя американского Тихоокеанского командования адмирала Харри Харриса (в начале марта) и министра обороны США Эштона Картера (11-13 апреля с.г.). Оба высоких гостя не скупились на комплименты в адрес Индии и рисовали перед хозяевами яркие картины дальнейшего развития американо-индийской кооперации в сфере обороны.

В ответ же на недоумение индийских собеседников по поводу поставок Пакистану истребителей F-16 Э.Картер выложил несколько аргументов. Во-первых, в очередной раз было сказано о необходимости укрепления пакистанского потенциала по “борьбе с терроризмом”. Во-вторых, последовали заверения о ненаправленности против Индии будущей пакистанской эскадрильи. Но самое главное заключалось в сентенции приблизительно следующего содержания: “Мы же вас не корим, когда вы закупаете оружие у русских”.

В связи с продажей Исламабаду истребителей F-16 в Дели почти определённо проявят “понимание” проблем своего ключевого союзника де-факто как в его отношениях с Пакистаном, так и внутреннего плана. Другого выхода просто нет.