Сирийские уроки афганской войны

На модерации Отложенный

В начале апреля 2016 года движение «Талибан» анонсировало широкое весеннее наступление в различных провинциях Афганистана. И кровопролитно выполнило свои атакующие намерения. Под ударами талибов правительственная армия Кабула и полицейские подразделения понесли серьёзные потери в горах и в городах. Досталось и экспедиционным подразделениям западных освободителей страны.

Радикальное движение расширило сферу своего влияния и дерзость боевых операций, упрочило авторитет в различных провинциях Афганистана. Через пятнадцать лет после решительной победы США над «Талибаном»! После международной операции с привлечением НАТО, ЕС и множества мощных государств! После интервенции сотен тысяч солдат, после расходов на триллионы долларов!

Все усилия сжечь «Талибан» пошли прахом. Международные силы безопасности давно выведены из Афганистана. США сохраняют в непокорной стране 10.000 контингент US Army – его хватает на охрану нескольких стратегических объектов и самих охраняющих, на редкие тренировки правительственных сил. Проамериканское правительство Кабула не имеет стратегической инициативы. Его войска малонадёжны и в большинстве сформированы по регионально-племенному признаку. Заранее неизвестно – будет ли бригада N упорно сражаться, отступит при первых же перестрелках или вовсе перейдёт на сторону моджахедов.

Гибкое подполье талибов выдержало все громы и молнии мировых гегемонов – чтобы сохранить свой потенциал и безжалостно бить по врагам.
29 марта 2016 года при взлёте с аэродрома Баграм разбился истребитель F-16 ВВС США. Пилот успел катапультироваться и был спасён. О зенитной атаке на американский самолет заявило движение «Талибан», записав катастрофу на свой победный счёт.

9 апреля 2016 года талибы атаковали Кабул во время визита Дж. Керри. Переговоры государственного секретаря США с президентом Афганистана были отмечены серией взрывов в непосредственной близости от места высокопоставленной встречи. Фактически произошло покушение на главу американской дипломатии, стоившее жизни десяткам местных жителей. Ответственность за теракты принял на себя «Талибан».

19 апреля 2016 в афганской столице взорвался очередной шахид-мобиль. Машина проникла в центр правительственного квартала. К зданиям Управления национальной безопасности, министерства обороны Афганистана, посольства США и штаб-квартиры НАТО. 20 человек погибло и 200 получили ранения. «Талибан» пообещал продолжить подобные нападения.

Как же отреагировали власти США на террористическую агрессию в свой непосредственный адрес? Со стороны радикальной афганской организации, запрещённой и загнанной в подполье?
Власти США призвали талибов к диалогу, вопреки всем взрывам и покушению на господина Керри! Официальный представитель Госдепа Д. Кирби подчеркнул: «Это трудный разговор, но он необходим…».
Это действительно трудный диалог, ведь талибан проводит теракты против граждан США и называет полный вывод всех оккупационных войск предварительным условием для переговоров с центральным правительством Афганистана.

А могучая военно-политическая машина США вместо ракетно-бомбовой кары призывает террористов к диалогу. Что за оказия?

Вопреки всем колоссальным усилиям последних 15 лет, иностранным интервентам опять не удалось покорить Афганистан. Вне зависимости от желаний Вашингтона, талибы представляют собой серьёзную афганскую силу.

И это не самая худшая из присутствующих в Афганистане сил.


В прошлом году на территории горной страны появились метастазы чёрного халифата. В 2016 они объединились в вилайят Хорасан. Они принялись воевать и уничтожать предателей и еретиков. То есть всех подряд, от правительственных полицейских до местных талибов.

Очень быстро афганская война приняла многосторонний характер, как и пятилетняя война в Сирии. ИГИЛ на афганской земле сражается со всеми, не имея союзников – при этом его влияние не падает, а растёт. США свернули свои крупномасштабные военные операции в дальнем зарубежье, но не могут пустить ситуацию в Афганистане на самотёк. Прольются реки крови, пострадает безопасность в регионе и далеко за его пределами. Вашингтон вынужден выбирать между двух зол и преимущества «Талибана» очевидны.

«Талибан» – явление локальное. Халифат – явление глобальное.
«Талибан» не проводил и не проводит терактов за пределами Афганистана. Адепты халифата взрывают Париж и расстреливают мирных американцев в Сан-Бернардино.
«Талибан» силён на своей земле, халифат пока там не укоренился. Но ему достаточно нескольких лет для создания региональной базы. Примеры Йемена, Ливии, Сомали, Нигерии убедительно свидетельствуют об опасности пренебрежения далёкими вилайятами халифата.

«Талибы» договороспособны. Американский сержант Б. Бергал провёл у них в плену пять лет и был обменен на пленных талибов без фатального ущерба своему здоровью. Халифат не умеет и не желает договариваться. Его палачи режут головы американским журналистам – страшно представить, что они сделают с пленным военнослужащим US Army.

«Талибан» правил в Афганистане на протяжении пяти лет, с 1996 по 2001 гг. Это была пятилетка минимального производства наркотиков в истерзанной стране! Да, талибы «отличились» уничтожением нескольких древних статуй и жестокостью к инакомыслящим. Но они не устраивали массовых еженедельных казней на площадях, что практикуют сторонники самозванного халифа.

В 2016 году США предлагают талибам роль «светской оппозиции» и поддержку в борьбе с ИГИЛ (что талибы делают явно лучше, чем натасканные американцами войска Кабула).
Со снижением боевой активности между ситуативными союзниками по искоренению халифата в горах Афганистана.
С выводом «Талибана» из списков международных террористов, если он направит свою боевую активность в правильное русло. Прецеденты такового генезиса имеются («ХАМАС», «Хезболла» и др.).
С последующим разделением афганской власти между проамериканским правительством и руководством радикального движения.
В этом уравнении множество неизвестных, но первая цель США понятна – вывести за афганские скобки чёрный халифат. Не позволить ИГИЛ использовать противоречия гражданской войны для бурного роста и усиления в Афганистане – что в Сирии у «чёрных» вполне получилось. Как минимум до начала операции ВКС РФ.

США не намерены заливать Афганистан новым шоком и трепетом. Задача взаимопонимания и совместных действий US Army и отрядов талибана абсолютно противоречит официальному американскому пафосу. Но для войны с ИГИЛ этот странный союз может оказаться эффективным. В любом случае игнорировать уроки сирийской войны, рост влияния и перспективу нового статуса талибов опасно. Как для самого Афганистана, так и для всех сопредельных с ним государств. Среди которых есть союзники России по ОДКБ.