ЖКХ.Внимание, афера! (2)

На модерации Отложенный

На предыдущую публикацию от 1 октября о судоргах реформы ЖКХ в Самаре (http://gidepark.ru/user/531529579/article/432517) пришел комментарий:

  • Всё поняла, кроме следующего: надо ли понимать так, что 75% самарцев составляли взрослые особи с разумом категории "дети малые", раз подписывали невесть что? Должна ли я понимать ситуацию так, что при этом всё население города-миллионика и не подозревало о такой категории горожан как юристы? Или их в Самаре просто не было (и нет)? Или все они до единого - от младого юрисконсульта до доктора юридических наук - сидят в глубоких и тайных катакомбах, а общение с ними чревато потерей работы, семьи и гражданства? - Ну, тогда, конечно. Надо дома сидеть и не высовываться. И за это счастье платить, платить, платить. Пока мозги до взрослых не вырастут. Если вырастут...

Разумеется, правоведов в нашем городе, даже в пересчете на каждый письменный стол, предостаточно. Последние два десятилетия конвейерное производство экономистов и юристов полностью обеспечило кадрами как новые структуры власти и бизнеса, так и соответствующую им по качеству систему правосудия. А простых смертных с юридическим дипломом, так им хоть плотину ставь. Их тьмы и тьмы... И, к слову сказать, не все из них живут в дворцах и палатах каменных, очень даже многие в хрущевках и сталинках обретаются. А почему молчат, так кто ж их знает... Для меня это тоже загадка, хотя и догадываюсь, что всё это до поры, до времени, и, как пружину не сжимай, она «выстрелит». И это знаю не только я. На другом конце пружины тоже особи сообразительные, уже напряглись-поднатужились и одну аферу тщательно замазали другой... Но обо всем по прорядку...

Что касается обывателей, то здесь попроще. Многие и не подписывали ничего, и вообще, договор в глаза не видели. Не нужен он им, нет такой необходимости. Мало у кого хватит решимости прочитать 20 страниц текста, который хочешь — не хочешь, а всё равно надо подписывать. Напомню, договор, разработанный администрацией и заключенный по результатам открытого конкурса, обязан подписать каждый собственник жилья в каждом доме, прошедшем процедуру конкурса. Вот и подписывали «невесть что», а вернее то, что подсунули. Собственно говоря, не подписывали, а безропотно принимали условия договора, тем более, что договор не на 20 страницах распечатывался, а втискивался в 6 страниц мельчайшего текста, и не уверен, что только в целях экономии бумаги. Кто ж такую хрень читать будет?

Признаюсь, поначалу и у меня отношение к договору было более чем равнодушное. Всё ясно, кто-то должен красить, мазать и подметать, но мне ломать голову по этому поводу вроде бы совершенно не обязательно. Моё дело платить, всё и без меня утрясётся.

Вскоре выяснилось, что трещины не замазываются, осмотры не проводятся, а подвал регулярно заливает поток воды неизвестного происхождения. Несколько визитов в управляющую компанию породили вопрос: кто и за что сбросил на нас это наказание? При внимательном изучении договора возник вопрос не менее важный: почему в договорах не указаны расценки на услуги управляющих компаний? Когда выяснилось, что без изучения конкурсной документации не обойтись, одна загадка пошла за другой. Жилищный кодекс в императивном порядке требовал, чтобы конкурсы проводились органом местного самоуправления, в архиве которого должна была храниться и конкурсная документация, но в договоре четко указывалось, что протокол по итогам конкурса и прочие документы находятся в районной администрации. Для непосвященных уточню: районные администрации органами местного самоуправления не являются. Запомнили? Отлично, теперь вы знаете то, о чем, видимо, знали, но на время конкурсов напрочь забыли городские прокуроры и о чем до сих пор не догадываются или тщательно скрывают в правовом департаменте Администрации городского округа Самара.

 

Практически сразу же стало ясно, что с конкурсами здорово напортачили, но было неизвестно - кто? Несмотря на наличие явных признаков, я никак не мог поверить, что афера родилась в городской администрации.

 

На мои письменные запросы с просьбой предоставить мне возможность ознакомиться с конкурсной документацией городская администрация отправляла меня в районную, а та в одно касание отпасовывала обратно в городскую. Один раз даже пришло письмо из администрации с предложением заглянуть в единый расчетный кассовый центр (ЕРКЦ), вроде бы там должны знать цену услуг управляющих организаций, но там тут же отписались: не знаем, не ведаем... Когда стало ясно, что предложения поискать где попало не более чем издевка, я обратился в суд с требованием обязать городскую администрацию предоставить мне конкурсную документацию для ознакомления.

В судебном заседании представитель администрации вежливо попеняла мне, что я совершенно не знаком с обстоятельствами дела, иначе мне было бы известно, что городская администрация является ненадлежащим ответчиком, что конкурсы проводила районная администрация и именно там надо искать запрошенные документы. Кроме того, они были опубликованы на соответствующем сайте в Интернете. В городской администрации их нет и отродясь не было, поскольку к проведенным конкурсам городская власть никакого отношения не имеет, а чтобы мне больше не тыкаться по неведомым углам, она сама распечатала их с того самого сайта и готова вручить мне незамедлительно.

Она ещё не договорила, а я уже понял, что могу себя поздравить: предстояло упереться в стену, которая не пробивается. Не осталось никаких сомнений в том, что конкурсы проводились незаконно, поскольку проводившая их районная администрация не является органом местного самоуправления, а отсюда недействительны не только результаты конкурсов, выявившие так называемых победителей, но и все договоры управления многоквартирными домами, заключенные с компаниями-победителями. Следовательно, недействительны и все сделки (т.е. ежемесячные платежи за «содержание жилья»), совершенные во исполнение недействительных договоров. Естественным выходом из такой пиковой ситуации является судебное применение последствий недействительности, т.е возвращения сторон в исходное экономическое положение, существовавшее до начала исполнения договора. При этом собственники жилья претендуют на возврат денежных сумм, выплаченных по счетам управляющей компании, а управляющая компания требует компенсировать ей расходы по проведенным ею работам. Каждая сторона доказывает свои утверждения: плательщик предъявляет суду квитанции об уплате ежемесячных сумм по счетам (это проще простого), а управляющая компания... Откровенно говоря, я даже не представляю, как и что они будут доказывать. Все работы, даже самые мелкие, управляющая компания тщательно учитывает по строке «текущий ремонт», но здесь всё давно подсчитано и уплачено. Что касается услуг, оказываемых в процессе так называемого технического обслуживания дома («содержания жилья», как это именуется в счетах), то они существуют только на бумаге, а система контроля, разработанная в договоре, делает их недоказуемыми даже в том случае, если бы они предоставлялись в действительности. Дальше можно не рассуждать: ясно, что и администрация и управляющая компания будут стоять насмерть, стенку не пробить. Про объективный суд можно не заикаться, такие дела не выигрываются.

На следующий день, знакомясь с протоколом судебного заседания, я убедился, что судья полностью разделяет мою оценку: в протоколе не было ни единого слова из выступления ответчицы.

Полученная в суде документация подтвердила, что аферисты с формальностями не церемонились. Как говорится, снявши голову, по волосам не плачут. В нарушение форм, утвержденных правительственным постановлением, ни один из документов руководителем органа местного самоуправления утвержден не был, а акты о техническом состоянии домов на момент проведения конкурса вообще отсутствовали. Чуть позже выяснилось, что и итоговый протокол, определявший управляющую компанию — победителя конкурса, тоже никто не утверждал, даже глава районной администрации его не заверил, что уж там вспоминать руководителя органа местного самоуправления. Таким протоколам прямая дорога в макулатуру, никакого значения для подтверждения статуса победителя конкурса они не имеют. И так проводились конкурсы по отбору управляющих компаний во всех девяти районах города. Какими указаниями руководствовался первый заместитель главы городского округа Д. Азаров, когда вопреки требованиям закона подписывал распоряжение о проведении конкурсов силами районных администраций? Почему, нарушая требования императивных норм, исключили из договоров расценки на услуги управляющих компаний? Почему из утвержденного правительством перечня обязательных работ по техническому обслуживанию многоквартирных домов выбросили уборку мест общего пользования? Мы строим правовое государство или правовой бардак? Иначе говоря, нарушений масса и по существу и по форме. Халтура? Нет, халтурой здесь не пахнет, слишком тяжелы последствия. Халатность? Злоупотребление служебным положением? Первичную квалификацию мог бы дать Следственный комитет, но до этого далеко, а пока вся компания аферистов в явном фаворе.

И что же делать?

Так или иначе, но чтобы вытащить жилищный фонд, а заодно и реформу ЖКХ, из той помойки, куда их засунули, нееобходимо было в первую очередь восстановить элементарный правопорядок. И взгляд поневоле обратился в сторону прокуратуры и Губернской думы. Уж они-то помогут...

(продолжение следует)