Тайные эксперименты над новобранцами – газетная утка?

На модерации Отложенный

А вот военная медицина, действительно, медленно, но верно умирает...

- Никаких тайных опытов над молодыми моряками Тихоокеанского флота (ТОФ) медики и ученые не проводили, а было открытое лечение новобранцев, с применением запатентованных и разрешенных к применению лекарств, - сообщил во вторник, 26 января, корреспонденту РИА Новости главный врач Тихоокеанского флота (ТОФ) полковник медицинской службы Петр Зеренков.

Накануне издание «Комсомольская правда» обвинило флотских врачей в том, что во время курса лечения новобранцев якобы нелегально проводились некие тайные эксперименты с участием матросов. Якобы Зеренков использовал материалы опытов в своей кандидатской диссертации.

Однако, по словам полковника, речь шла об открытом восстановительном лечении военнослужащих, которые, к тому же, подписывали информированное согласие на участие в экспериментах.

- Ни от кого из пациентов не было ни письменных, ни устных жалоб. Напротив, результаты медицинских наблюдений показали, что иммунитет молодых моряков стал крепче, они быстро адаптировались к тяжелым условиям морской службы, - подчеркнул Зеренков и посетовал на однобокую трактовку журналистами свойств препарата «Дельтаран», который назначался матросам во время исследования.

- Это лекарство, - пояснил Зеренков, - предназначается отнюдь не только для лечения нарушений, связанных с алкогольной и наркотической зависимостью, как его описывают в Регистре лекарственных средств. Препарат помог новобранцам укрепить иммунитет. После его применения порог заболеваемости пневмонией на флоте снизился на порядок.

Прокомментировать инцидент корреспондент «Свободной Прессы» попросил депутата Законодательного собрания Петербурга, капитана первого ранга в отставке Владимира Зуйкова.

- Мне очень странно слышать о каких-то тайных опытах над молодыми моряками на Тихоокеанском флоте, - скзал он, - я сам служил на подводных лодках на ТОФе, а потом и на Северном флоте - всего 18 лет. И мне трудно представить, чтобы над военными моряками ставились медицинские опыты, будто на кроликах. По крайне мере, в годы моей службы это было исключено. Да и сейчас как-то трудно поверить в истинность этого «разоблачения». Впрочем, тут должен поработать прокурор.

«СП»: - Насколько серьезен отбор призывников-срочников на военно-морскую службу?

- Каков он сейчас мне трудно судить, но в годы моей военной биографии на флот призывали на четыре года, потом снизили до трех, и, естественно, требовался серьезный отбор. Призывников, прежде чем отправить служить на флот, медики обследовали очень глубоко. Эти обследования систематически повторялись в течение всей службы. Кроме того, адаптация к подводной службе вообще особенная. Даже у здоровых призывников могут возникать различные фобии. Их выявляли до того, как человек уходил в море. Например, наиболее часто встречалась боязнь закрытого пространства. Таких списывали на берег нещадно. Многие были также подвержены морской болезни, и хотя на подводных лодках качки почти не бывает, таких во флот также не брали. Но повторяю, никогда не поверю, чтобы на людях испытывали препараты, применяющихся при алкогольной или наркозависимости, как об этом пишет «Комсомолка». Я о таком даже не слышал.

«СП»: - По сообщению штаба ТОФа, Институт климатологии и восстановительного лечения победил в открытом конкурсе на право исследовать адаптацию новобранцев к трудной морской службе. Условия и итоги конкурса были опубликованы в приморских СМИ и в интернете. Лишь после этого командование ТОФ заключило контракт с победителем тендера. Все работы, проведенные сотрудниками НИИ, напрямую и поэтапно оплачивала финансовая служба флота...

- А вот конкурс - это публично, легально, и цель заявлена благородная: поднять иммунитет новобранцев в их же интересах.

Думаю, «подопытные кролики» тут совсем не причем. За использование людей в сомнительных целях очень серьезно наказывают. Представители флота утверждают, что конкурс проводился на государственные средства, а это сложная процедура и очень не простое дело - добиться финансирования подобных исследований. Значит, существует гарантия того, что закупался проверенный легальный препарат, который однозначно не приносит вреда. Вообще непонятно, если это старый проверенный препарат, то почему столько шума в прессе по этому поводу? Может быть, в числе новых призывников были выявлены склонные к алкогольной и наркотической зависимости? Тогда что они делали на флоте? Таких списывают и лечат уже на берегу.

«СП»: - Много иных вопросов возникает после чтения публикации...

- Все-таки лучше опираться на заключение прокуратуры. Но, вместе с тем, не могу не сказать следующее. Медицинская служба ТОФа еще недавно была очень серьезным ресурсом со всеми своими госпиталями и клиниками, работавшими на всем тихоокеанском берегу от Камчатки до Находки. Она обеспечивала потребности в медицине всего флота. Теперь, как известно, медслужба и в армии, и на флоте сокращается. Бесследно исчезло уже 110 военных поликлиник и госпиталей. Неужели они были лишними? Ведь военная медицина - это высочайший уровень, выше, чем на гражданке. Но теперь всех военных переводят на обслуживание в гражданскую медицину, которая и так задыхается от наплыва пациентов. А ведь все должно быть наоборот. У нас в Питере, например, на Каменном острове еще недавно работал очень хороший санаторий для летчиков ВВС. Закрыли! Вообще, много непонятного творится под эгидой реорганизации, модернизации и оптимизации...

«СП»: - Но что-то от военной медицины еще осталось?

- Военные медики остались лишь на кораблях. И это, я считаю, форменным развалом всей военной медицины. Сегодня, мне, как старому морскому волку, трудно представить, что творится на флоте!

«СП»: - Как же теперь силовики будут получать медицинскую помощь?

- Это совершенно непонятно. Всем известна низкая пропускная способность действующих гражданских медицинских учреждений, она - на пределе возможного. Чтобы попасть к врачу, надо затемно вставать в очередь за талоном. А тут еще - военнослужащие, военные пенсионеры, ветераны, участники войн пойдут в эти гражданские учреждения! В моем округе на Юго-Западе Петербурга я наблюдаю массовое жилищное строительство, в том числе строятся квартиры и для увольняемых в запас силовиков и участников войн. Почему-то никто не думает, где все эти люди станут лечиться? Строительство поликлиники даже не начинали, хотя ее должны были построить в первую очередь. Ввод ее отодвинут на год, но будет ли она построена через год? В этом я очень сомневаюсь.

«СП»: - Так, может быть и история с тайным препаратом, который якобы применяли на новобранцах, высосана из пальца?

- Во всяком случае, такие вещи надо тщательно проверять и перепроверять. Возможно, тут сыграли роль некие субъективные факторы, в виду общей тяжелой ситуации в армии.

В это время

Между тем, главврач ТОФ Зеренков заявил о намерении подать в суд на «Комсомолку», обвинившую его и его коллег в незаконных экспериментах.

- Газетная статья очернила огромный многолетний труд большого коллектива врачей и известных ученых, которые провели большие исследования в учебном отряде и добились очень хороших результатов в укреплении здоровья новобранцев, - подчеркнул он. - Мое заявление в суд будет подкреплено документами, подтверждающими, что в статье искажены факты. Автор публикации не встречался и не беседовал ни со мной, ни с моими коллегами, - отметил Зеренков.