Набиуллина не помогла. Российская промышленность продолжила падать

На модерации Отложенный

Российская промышленность падает и сокращается четвертый месяц подряд. Поднять ее со дна не получилось ни «беспрецедентными мерами» поддержки со стороны властей, ни выходом экономики из карантина в мае, ни снижением ключевой ставки с 5,5% до 4,25% за два месяца. Индекс деловой активности (PMI), согласно расчетам IHS Markit, в июле был ниже критических 50 пунктов и опустился с 49,4 до 48,4 пунктов. Во втором квартале, по данным Росстата, промышленность упала на 8,5%.

Доступные кредиты не спасут промышленность

  • Представители реального сектора склонны видеть причину своих проблем в жесткой денежно-кредитной политике Центробанка. Соответственно, глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступает символом финансовых трудностей, в том числе и промышленного сектора. На своей последней пресс-конференции Набиуллина вышла с брошью в виде буквы «V», что можно было истолковать как «вендетта». Опустив ключевую ставку до исторических 4,25%, Набиуллина перекинула мяч на поле промышленников – теперь они должны обеспечить экономический рост.
  • Помимо того, что промышленники хотят в идеале нулевые процентные ставки и критикуют, как миллиардер Олег Дерипаска, ЦБ за конечный процент по кредитам (они достигают 17% за счет прибыли банков и необходимости создавать резервы), есть и другие сложности, решить которые российская промышленность не в состоянии.
    • Июль стал показательным в этом плане: нерабочие дни закончились два месяца назад, но производственный сектор России, по словам экономиста IHS Markit Шиана Джонса, «сделал шаг назад». Объемы производства начали расти, но возникла то, о чем всегда говорят сторонники политики ЦБ: готовую продукцию некому продавать. Количество заказов сокращается как внутри страны, так и за ее пределами. Клиенты колеблются из-за неопределенности и не спешат покупать готовую продукцию.
    • Трудности со спросом осложняются девальвацией рубля: цены на импортное сырье резко подскочили, но переложить расходы на потребителей у промышленников не получается, поскольку спрос и без того падает. Поэтому во всем промышленном секторе идут увольнения «по собственному желанию» – предприниматели экономят на рабочей силе. В силу этого идея властей отправлять безработных на общественные работы за МРОТ все больше обретает актуальность.
    • Управляющие промышленных предприятий и собственники, как показал опрос Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, жалуются на слабый спрос (46%) и недостаточные для развития объемы производства (29%). В июне, по оценке ВШЭ, загрузка мощностей в обрабатывающем секторе составила 58,4%, что хуже кризиса 2014-2016 годов.
    • В целом динамика немного улучшается по месяцам: если в апреле промышленность показала падение на 10%, то в июне оно составило 6,4%. Однако по итогам года она сократится на соответствующую величину – 6,4%. Выход на докризисные объемы производства возможен только в четвертом квартале 2021 года. И процентная ставка ЦБ никак не может ускорить это восстановление.
    • https://kapital-rus.ru/articles/article/nabiullina_ne_pomogla_rossiiskaya_promyshlennost_prodoljila_padat/