Застревание в горе

Все думала насчет феномена ковид-диссидентства, когда оно приобретает уже совсем нереальные формы и объемы, когда уже начинается «это заговор для того, чтобы собрать их всех и лишить их воли и объединить навек в их земной юдоли под владычеством всесильным господина Сороса», «Намордники, рабы-рабы, под маской не видно эмоций и через это мы все умрем и тронемся головой» (да ладно, некоторые уже), «люди болеют от паники/лечения/непозитивного мышления», «инфодемия» — вот оно откуда и зачем? И несколько вещей тут вижу я.

1. Мир внезапно, непредсказуемо изменился. Этот факт трудно переварить — что вот такое может случиться непонятно из-за чего, и никто толком не понимает и не контролирует происходящее, и нет никакого авторитета, который может точно сказать, что это, что с ним делать и когда оно закончится — и даже закончится ли вообще. И очень хочется жить как раньше, но реальность сопротивляется: то локдаун, то самолеты не летают, то кино не кажут, то кофейню закрыли.

2. Именно отсюда идет неприятие ЛЮБЫХ мер борьбы. Не только локдауна, а вообще чего угодно. Локдаун? Экономике кирдык, мы все умрем, нельзя. (Ну ладно, положим, локдаун — мероприятие эффективное, но имеет кучу побочных эффектов и на экономику правда действует хреново). Массовое тестирование и отслеживание контактов, то есть «азиатский путь», наиболее эффективный на данный момент? Нельзя, это цифровой концлагерь, нас всех сосчитали! Маски? Нельзя, от них гипоксия, пневмония (особенно мне нравится версия с грибами — я не самая аккуратная в мире девушка, но СКОЛЬКО нужно носить маску, не снимая, не меняя и не стирая, чтобы на ней завелась грибковая инфекция?), радикулит, малярия и бронхит, они мешают выражать эмоции, закрывают лицо только рабы, еще какая-то ерунда из этой оперы. Прививки? В вакцине что-нибудь ужасное, прививки вредны вообще, или прививки вредны именно российские (или именно китайские, в общем, какие есть в наличии, те и вредны). И отсюда же критика любой меры как принципиально недостаточной. Маски не предотвращают ВСЕХ заражений и вы носите их не везде — значит, они не нужны. Или: маски носятся неправильно и утилизируются не как медицинские отходы, а как бытовые — значит, все напрасно. (Хотя в целом понятно, что ни одна мера не предотвратит все заражения, и даже комплекс мер ВСЕ не предотвратит, да и цели такой нет, есть цель — снизить число заражений до приемлемого уровня).

 

3. То есть желанные меры — это «Давайте делать вид, что все в порядке и ничего не делать, как-нибудь само пройдет». Однако все страны, которые пытались делать «само пройдет», быстро отказались от этой идеи, кроме Швеции, в которой по сравнению с соседними странами со смертностью все не очень, и Беларуси, в которой тоже не сказать чтобы все хорошо, особенно в социальном плане (зато не карантин!).

То есть — в целом, это идея, что окружающий мир должен непременно подстроиться под мое психологическое удобство любой ценой, потому что видеть реальные изменения мне непереносимо, я не могу принять, что мир теперь вот такой.

4. Характерны поиски виноватых, причем «под фонарем» — поближе. И вот люди начинают дрючить несчастных продавщиц и кассирш, требующих надеть маску, пишут тексты про намордники и рабов (и мое любимое — включите мозг! Думайте своей головой! И дальше три кило невероятной, захватывающей дух дурнины и конспирологии и прочих упоительных историй).

5. Характерна торговля (заболеют/заболеют тяжело/умрут только старые, только больные, только те, кто боится, только те, кто портил иммунитет прививками, короче, всякие неправильные ребята) и попытки впихнуть происходящее в рамки концепции справедливого мира. (Она не работала никогда, и не работает сейчас. Пока последняя гипотеза состоит в том, что тяжело болеют носители определенной вариации некоего гена, но это не точно).

6. Идея, что кто-то (ученые, врачи, правительство, рептилоиды и Сорос) точно знают, что это такое, просто нам не говорят. Ведь никогда такого не было, чтобы люди столкнулись с чем-то новым и опасным, и человечество тычется во все стороны, пытаясь понять, что же это и как с ним теперь жить. Или: они не только знают, они это и выдумали, а потом всех убедили. От Путина до участковой медсестры и вашей тетушки, которая тяжело переболела именно потому, что поверила в эпидемию (все болезни от нервов, и только сифилис от удовольствия — уже не актуально: сифилис теперь тоже от нервов). Но меня они не убедят, потому что я Очень Критично Мыслю, вот.

7. Есть у меня предположение, что больше страдают те люди, которые привыкли свою жизнь контролировать и это для них ценность, и трудно принять факт, что есть форс-мажоры и контролю в принципе поддается не все. Может, еще какие-то факторы есть.

8. Я бы это рассматривала как застревание в горе. Все мы, в принципе, так или иначе проходили и отрицалово, и поиск виноватых, это нормально — но в определенных границах. Переживание горя и потери своей прекрасной старой жизни не обязательно делать проблемой окружающих, которые пережили этот этап несколько быстрее. У окружающих своих проблем достаточно. Это горе у всех общее. Просить поддержки — ок, требовать, чтобы все разделили с тобой твое отрицалово — не ок.

Ольга Шихова, психолог

 

Источник: https://www.rosbalt.ru/posts/2020/11/02/1871124.html

2
951
0