Власть решает две противоречащие друг другу задачи

На модерации Отложенный

27 июля. Что не так у обеих сторон.

Власть

1. Решает две противоречащие друг другу задачи — давать собираться, чтобы пугать первых лиц призраком желтых жилетов, оранжевой революции, нарастания политического экстремизма и прочего «Нового величия» — и не давать собираться в одном месте, чтобы иметь возможность занизить число протестующих и избежать некоего коллективного политического действия.

2. Проблемы, высвеченные протестом, не интерпретируются как политические. И не ищется собственно политических рецептов, которые не позволят лоялистам и критикам власти однажды обнаружить, что их мало что разделяет.

3. Будучи внутренне единой в понимании (во многом ошибочном) природы и энергетики протеста и механизмов его подавления, продолжает использовать акции для передачи одними властными группами приветов другим. Это неизбежно, поскольку по сути во многом и составляет содержание внутренней политики.

4. Реально ни власть (возможно, в силу общего повышения среднего возраста десижнмейкеров), ни полиция не являются носителем такого радикализма, который сама себе мечтает предъявить (про размазывание печени протестующих по асфальту и т. п.). Уровень реакции правоохранителей (за некоторыми, пусть и существенными, исключениями) почти не выходит за рамки поведения людей, не способных к управлению собственной агрессией.

Тем более что правовая основа перекрытия тротуаров граждан является весьма шаткой и сомнительной.

5. Не терапирует возможное снижение мотивации части согласованных кандидатов на выборах в Мосгордуму (их приглашали в президиуме лицом поторговать — а тут такое).

Протест

1. Исходит из представления о неизбежности перерастания протестных акций из количества в качество. Которого не происходит уже седьмой год.

2. Механически проецирует на современные события историю конца 80-х — начала 90-х, когда уровень политической и исторической динамики был принципиальнов выше. А также события цветных революций на постсоветском пространстве, для которых часто были гораздо более сильные внутренние причины.

3. Продолжает эксплуатировать тему мобилизации на основе морального противостояния (тезис о несоответствии формальных действий власти и полиции конституционному духу свободы выборов и собраний), которая быстро зажигается и быстро затухает — поскольку тема морали не может быть в топе в течение долгих недель/месяцев.

4. Остается малоинтересным аполитичной части населения.

5. Не превращается в полноценного политического субъекта, способного к формулированию стратегии и имеющего механизмы урегулирования внутренних противоречий.

Михаил Виноградов, политолог