Правительство в сложном положении

На модерации Отложенный

По совещанию Путина с правительством:

1. Правительство в сложном положении. С одной стороны, нет поводов для отмены карантина. Даже наоборот: после 30 апреля число регистрируемых случаев COVID резко увеличилось. Но народ явно устал от самоизоляции и отсутствия работы и начинает местами бунтовать. Поэтому ни у Путина, ни у Кабмина нет никакого представления о том, как поэтапно отменять карантин.

Косвенно об этом свидетельствует то, что доклады Собянина и главы Роспотребнадзора Поповой противоречат друг другу. Собянин высказался за сохранение карантина для сферы услуг, одновременно лоббируя скорейшую его отмену для строительства и промышленности. Попова, между тем, нарисовала очень абстрактно план перехода в посткоронавирусную реальность, сильно напоминающий то, что ранее было предложено германским правительством. К слову, Попова про строительство и промышленность ничего не сказала, но в каждом этапе ее плана присутствовал ритейл.

Конечно, план Поповой был озвучен для отвода глаз. Ничего общего с реальностью он не имеет. Народ ропщет, его надо как-то успокоить. Потому этот пункт и был заявлен в программу совещания. Ведь говоря об отмене карантина и Путин, и Попова предусмотрительно оговорились, что каждый губернатор сам будет принимать об этом решение.

Обнадеженный народ, посмотрев телек, уже зрит за горизонт 12 мая. Если их там по-прежнему встретит карантин, то Путин и Попова уже указали, кого в этом винить — губернаторов.

2. Главные адресата совещания — это две группы населения: 1) малый и средний бизнес; 2) врачи и соцработники.

Первые хоть и не являются доминирующей силой нашей экономики, в мегаполисах составляют заметную прослойку. В их среде пессимизма хоть отбавляй. Они уверены: их никто спасать не будет. С политической точки зрения, это очень опасные для Кремля настроения.

Вторые находятся на передовой борьбы с вирусом, рискуя здоровьем и жизнью за не совсем достойное вознаграждение. Протесты среди врачей, бунты, падения из окон больниц, жалобы на дефицит средств индивидуальной защиты — будничный фон коронавирусной России. Сигнал дан: центр выделил какие-то миллиарды рублей, средства доведены до регионов, спрашивайте их с губернаторов.

3. Ощущение, что вслед за словом «кризис» в правительстве появился еще один табуированный термин -«проблема». Несколько раз министры были очень близки, чтобы его произнести, но находили эвфемизмы в самый последний момент. Ведь население должно быть твердо уверено, что все под контролем, правда?

4. Всем правительство помогать не станет. Косвенно это прозвучало в докладе Белоусова, когда он сказал, что программа льготного кредитования оборотных средств компаний еще не принята, но все деньги по ней уже расписаны. Тут же он обозначил потенциальную проблемную зону — грядущий кризис неплатежей. Ликвидности ведь уже сейчас не хватает, а латать все дыры кабмин не будет. Как на днях сказал Силуанов, было бы неверно растратить все резервы за два года.

И то верно. А то к 2024 году Путин рискует подойти с пустой казной и проследовать тропой так нелюбимого им Горбачева. Так что всем придется потерпеть.