Показательный расстрел журналистской профессии. Антон Орех — о том, за что убили журнали

На модерации Отложенный

День гибели Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева — один из самых черных дней в новейшей истории нашей профессии. А с учетом возможных причин (а у меня в этих причинах сомнений нет никаких!), думаю, что самый черный вообще. Ведь погибли не просто очень достойные мужчины, и не просто профессионалы высшего класса. Их убийство — это показательный расстрел всей нашей профессии.
Показать полностью…

Я вот пишу «нашей», а сам очень сомневаюсь, что лично себя могу назвать журналистом. Эти сомнения живут во мне постоянно, но предельно обостряются в дни журналистских трагедий. Когда погибают Щекочихин, Политковская и десятки моих коллег. Я в эти моменты понимаю, что моя работа лишь формально журналистская. Просто потому, что эти тексты публикуются или звучат в эфире. Или я сам сижу у микрофона и что-то в него говорю. Это тоже по-своему важное дело — приносить пользу обществу можно и так способом. Но все же подобная работа — скорее публицистическая, а в эпоху социальных сетей чем-то похожим занимаются вообще все подряд.

Настоящие журналисты — такие как Джемаль, Расторгуев и Радченко. Чья работа — на передовой! Чья задача — сообщить людям то, что никто сообщить больше не может. Донести правду, которую всеми силами пытаются от нас спрятать! А мы уж потом обобщим, разберем не спеша и, сидя на диване или в кресле, разложим по полочкам, ничем особо не рискуя.

Сразу после трагедии началось состязание в правильной скорби и поиск не просто виновников, а «истинных» виновников трагедии. Я думаю — точнее, я знаю это наверняка! — как чудовищно тяжело сейчас всем, кто причастен к расследованию в ЦАР и отправке туда группы Джемаля.

Ты уверен, что сделал все возможное, что все продумал, предусмотрел, но погибли твои товарищи, прекрасные люди, и ты не можешь не задавать себе вопросов: а на самом ли деле все было предусмотрено и продумано? И ты слышишь не только голоса Марии Захаровой и своры пропагандистов, но и нормальных людей, которые тычут в тебя пальцем и кричат, что посылать «на верную гибель» в эту дикую страну ребят было ни в коем случае нельзя!

Все мы имеем право на честные эмоции. На сомнения и вопросы. Но давайте проясним для себя несколько важных вещей. Настоящая журналистика, как я ее понимаю, журналистика расследовательская — это всегда риск. Иногда риск смертельный. Орхан Джемаль с товарищами шли на этот риск совершенно осознанно. Шли не только ради удовлетворения своих профессиональных амбиций — что, кстати, абсолютно нормально в любой профессии.

Они шли на риск и ради нас тоже. Ради того, чтобы мы могли узнать правду не о ЦАР вовсе, а о своей собственной стране и власти, которая нами правит!

Можно оградить себя от таких командировок и заранее смириться с тем, что останутся темы, которые нельзя затрагивать. Смириться с тем, что чего-то мы гарантированно знать никогда не будем. Но все равно будут находится люди, которые пойдут на этот риск. И я уверен, что Джемаль, Расторгуев и Радченко все равно поехали бы в ЦАР. Не сейчас — так позже, не с помощью ЦУР, так с чьей-то еще. Или вовсе на свой страх и риск. Так они понимали свою работу и свой долг.

А рассуждения на тему «ехать — не ехать» уведут нас от главного. Кто же убил российских журналистов? Ни в какое ограбление я не верю. Ни в каких исламистов в тюрбанах и прочую чушь я не верю. И этому шоферу, так предусмотрительно оставшемуся в живых и ставшему единственным источников всех этих баек — я не верю в первую очередь.

Это было убийство. Убийство спланированное и мотивированное. Их убили именно за то, что они хотели провести свое расследование. И убили бы, видимо, любого, кто попытался раскрутить это дело. Наемникам Вагнера или каким-то другим даже не обязательно убивать собственными руками. В ЦАР хватает желающих и умеющих убивать — за хороший гонорар тем более.

Здесь мы снова придем к тому, что в таком случае лучше сберечь людей и не посылать их на смерть. И тут же вернемся к тому, что в этом случае общество соглашается на «незнание». И к тому, что всегда найдутся те, кто даже жизнью рискнут за правду.

Но посмотрите, как тщательно государственные СМИ и провластные сайты обходятся без упоминания Вагнера! Получается, что журналисты просто зачем-то поехали в Африку, почему-то там погибли, а западная пресса сейчас будет это раскручивать, «потому что дело Скрипалей затухает». И это означает, что след был взят правильный! Что наши «советники и инструкторы» — на самом деле именно наемники. Чьими руками Россия воюет и в Сирии, и в Донбассе. Это и есть та грязная правда, которую от нас скрывают. За это и погибли выдающиеся Журналисты Александр Расторгуев, Кирилл Радченко и Орхан Джемаль.

Убийцы — это те, кто посадили в засаду бандитов и отдали им приказ. И я подозреваю, что имена у этих убийц вовсе не диковинные африканские, а гораздо более простые и понятные.